Общая характеристика менторинга (наставничества)
Менторинг и наставничество как технологии развития персонала – это технология обучения и развития сотрудников, при реализации которой ментор (более опытный сотрудник, наставник) делится с подопечным (менее опытным сотрудником, учеником, менти) имеющимися знаниями на протяжении установленного времени для повышения эффективности его работы.
Слово «ментор» имеет легендарное происхождение. Когда Одиссей отправлялся в Трою, он доверил близкому другу Ментору воспитание своего сына Телемаха со словами: «Научи его всему, что знаешь сам». В честь Ментора и был назван этот метод. В русском языке традиционно используется термин «наставничество», но чтобы отойти от советского наполнения этого слова нередко используют заимствованное «менторинг». Некоторые авторы предпринимают попытки разграничить методы наставничества и менторинга, ищут различия технологий, но по сути это одно и то же.
Применение менторинга в современных условиях ориентировано на то, чтобы привести в соответствие цели и задачи сотрудника и организации. Менторство может применяться в разных сферах:
- политике,
- бизнесе,
- спорте.
В бизнес-сфере менторинг способен решить несколько разноплановых вопросов, с которыми сталкивается компания:
- как добиться работы сотрудников по единым стандартам;
- как обеспечить преемственность знаний, умений и навыков;
- какие возможности развития дать опытным сотрудникам, достигшим своего карьерного потолка;
- как передавать уникальные компетенции, не представленные на свободном рынке образовательных услуг;
- как обучать и развивать сотрудников в условиях жестких бюджетных ограничений.
Менторинг включает следующие основные этапы:
- построение ИПР (индивидуального плана развития), содержащего цели профессионального роста подопечного;
- анализ опыта наставника, выбор элементов, которые нужно передать подопечному;
- стимулирование самостоятельного деятельности подопечного;
- обратная связь, анализ полученного подопечным опыта;
- оценка полученного результата.
Менторинг ориентирован на то, чтобы подопечный достиг такого уровня профессионального развития, на котором он будет способен к самостоятельному и ответственному выполнению порученных профессиональных заданий.
Опытные работники в большинстве случаев не отказываются от предложения выступить в роли наставника для менее опытных коллег или молодых специалистов, только окончивших учебное заведение. Это открывает подопечным доступ к опыту, большему (или по крайней мере отличающемуся) от имеющегося у них самих. Ментор помогает расширить сеть контактов подопечного внутри фирмы, заявить о себе и своем карьерном потенциале. Для ментора открывается возможность получить новые впечатления от используемых в компании методов и механизмов работы, от свежего взгляда и свежих идей, удовлетворение от созерцания прогресса подопечных. Ментор получает признание со стороны руководства. В некоторых организациях за наставничество (при условии прохождения подопечным испытательного срока, сдачи квалификационных испытаний и т. д.) ментору также выплачивается вознаграждение (однократно или периодически).
Чтобы система менторинга дала ожидаемый результат, она не должна строиться на формальных властных полномочиях. Важно, чтобы ментор искренне хотел поделиться советами, опытом, передать знания и умения. Ученики и менторы должны быть совместимы по психологическим, личностным и целевым установкам.
Потенциал менторинга не ограничивается только взаимоотношениями, проектируемыми для создания сети контактов и карьерного роста. Он является мощным инструментом создания и сохранения разнообразия в компании, помощи персоналу при возвращении в компанию после длительного перерыва (например, декретного отпуска).
Преимущества и недостатки менторинга
Как и любая другая технология, менторинг имеет преимущества и недостатки, проявляющиеся для всех участников процесса.
Ключевым преимуществом менторинга является возможность прямой передачи опыта, что выгодно не только для обучающегося, но и для предприятия в целом. Менторинг обеспечивает усиление соответствия между целями предприятия и подопечного. При этом есть риск, что ментор излишне увлечется предоставлением подопечному готовых решений и «мудрости прошлого», что снизит инициативность и свежесть взгляда.
Преимуществами менторства для подопечного выступают:
- возможность получить хорошие результаты за счет приобретения нового знания, развития личностных качеств, важных для профессиональной деятельности;
- улучшение навыков управления карьерным ростом в контексте конкретной организации;
- развитие уверенности в себе, положительно влияющее на продуктивность.
Преимущества менторства с точки зрения компании:
- повышение эффективности подбора, адаптации и удержания сотрудников;
- эффективная организация преемственности;
- рост производительности труда за счет того, что персонал полностью вовлечен в процессы и получает удовлетворение от выполненной работы;
- экономическая выгода за счет отсутствия затрат на специальное проведение обучения, обучение без отрыва от рабочего места.
Главным недостатком менторинга является риск подавления инициативы нового сотрудника.
После окончания программы менторинга для конкретного подопечного важно оценить ее результаты. Как правило, оценка производится не сразу, а спустя несколько месяцев после окончания мероприятий. Во внимание принимается обратная связь как от ментора, так и от его подопечного. Для сбора информации проводят встречи с обоими участниками менторинга, предлагают им заполнить чек-листы.
По итогам менторинга могут быть достигнуты следующие результаты:
- повышение профессионализма сотрудника;
- развитие управленческих навыков;
- повышение ключевых показателей эффективности (KPI);
- повышение лояльности и вовлеченности;
- сокращение расходов.