## Роль государства в трудовых отношениях
Государство и профсоюзы как субъекты трудовых отношений в организации – это роль государства и профессиональных союзов в рамках конструктивных взаимоотношений, складывающихся между работниками и работодателями.
Процесс развития социально-трудовых отношений поднимает проблемы согласования интересов участников трудовых отношений – работников и работодателей. Нередко между ними возникают противоречия, приводящие к трудовым протестам. Это может стать причиной потерь разного рода:
- экономических,
- финансовых,
- временных,
- моральных.
Ретроспективный анализ роли государства в трудовых отношениях показывает, что в России на протяжении длительного времени господствующими были принципы государственного патернализма. Это означает, что центральное руководство брало на себя полную ответственность за экономическое положение и в то же время закрепляло за собой полномочия по применению всего арсенала административных средств, выбирая конкретные инструменты в соответствии с представлениями о целесообразности. Таким образом, государство имело власть над ресурсами и решало вопросы, связанные с их распределением. Яркое проявление получили негативные эффекты такого тоталитарного подхода:
- бесконтрольно развивалась бюрократия,
- снижалась эффективность принимаемых решений,
- происходил захват привилегий,
- складывались коррупционные отношения,
- население воспринималось не как цель, а как средство экономического развития.
После развала СССР и перехода на рыночные принципы построения экономики концепция развития социально-трудовых отношений изменилась. Последние годы характеризуются повышением социальной направленности отношений, социальной ориентации государственной экономической политики.
В настоящее время государственное регулирование затрагивает многообразные социаьно-трудовые процессы:
- определение минимального уровня жизни населения и минимального размера оплаты труда;
- социальное страхование;
- социальное обслуживание отдельных категорий;
- развитие механизмов трудового рынка;
- содействие становлению поддержанию партнерских отношений между работниками и работодателями;
- регулирование безработицы и занятости;
- регулирование миграционных и демографических процессов;
- обеспечение соблюдения гарантий, предусмотренных трудовым законодательством;
- контроль за соблюдением требований к условиям труда;
- обеспечение охраны и безопасности труда;
- контроль соблюдения трудового законодательства.
Государство несет перед своими гражданами социальную ответственность, формирует условия, благоприятствующие развитию трудового потенциала. Для этого оно выполняет такие социальные функции, как:
- установление прожиточных минимумов,
- установление минимального размера оплаты труда,
- организация пенсионной системы и выплаты пенсий,
- обеспечение пособий по безработице.
Субъектами социальной политики являются не только органы государственной власти, но и законодательные, исполнительные и судебные органы, на которые возложены функции определения целей, задач, приоритетов, создание нормативно-правовой базы и проведение непосредственной практической работы по реализации социальной политики.
В сфере социально-трудовых отношений регуляторная деятельность государства в России базируется на фундаментальной законодательной и нормативно-правовой базе. Ключевые экономические и организационные аспекты устанавливаются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ и детализируются в иных нормативно-правовых актах.
Трудовое законодательство направлено на:
- установление государственных гарантий в части трудовых прав и свобод;
- защиту прав и интересов сторон трудовых соглашений;
- создание благоприятных условий труда.
Как известно, социально-трудовые отношения трансформируются под влиянием многообразных внешних и внутренних факторов, что объективно предполагает организацию непрерывного наблюдения за состоянием социально-трудовой сферы с целью своевременного выявления происходящих там изменений и оперативного предупреждения негативных тенденций, которые могут спровоцировать социальную напряженность.
Роль профсоюзов в трудовых отношениях
Профессиональным союзом называют добровольное общественное объединение людей, имеющих общие интересы по роду деятельности.
Создание профсоюзов обусловлено необходимостью представлять и защищать права и интересы работников в трудовых отношениях, а также социально-экономические интересы членов организаций. Профсоюзы расширяют возможности представительства наемных работников.
Существование профсоюзов не лишает работника права самостоятельной защиты своих трудовых интересов: он может обращаться с жалобами в трудовую инспекцию или прокуратуру, подавать судебные иски. Но в случае, когда с одинаковыми проблемами сталкивается несколько сотрудников, представительство коллективного органа более эффективно.
По территориально-отраслевому принципу выделяют следующие виды профсоюзов:
- первичные профсоюзные организации (на уровне отдельных предприятий и организаций),
- территориальные и региональные отраслевые профсоюзы,
- общероссийские профсоюзы.
Трудовой кодекс содержит указание на ряд вопросов, по которым работодатель должен учитывать мнение профсоюза, в частности:
- временное введение неполного рабочего времени и отмена такого режима раньше установленного срока,
- привлечение работников к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные дни в некоторых случаях,
- утверждение графика отпусков,
- внедрение системы нормирования труда,
- утверждение правил внутреннего трудового распорядка.
При увольнении работников - членов профсоюза по инициативе работодателя в некоторых случаях нужно получить мотивированное мнение профсоюза.
Однако на практике в современной России роль профсоюзов невелика, чаще всего их воспринимают как сугубо формальную организацию, не способную на реальную защиту интересов своих членов.