Цели управления персоналом
Формирование целей системы управления персоналом - это процесс определения ориентиров и приоритетов в деятельности, связанной с организацией работы с персоналом.
Управление персоналом является комплексным понятием, включающим в себя широкий спектр вопросов, например:
- разработку концепции кадрового менеджмента,
- мотивацию сотрудников,
- разработку организационно-практических подходов к реализации управления в конкретной компании.
В основе современных концепций управления персоналом лежит признание увеличивающейся роли личности сотрудника, исследование его мотивационных установок, методы их формирования и направления в соответствии со стоящими перед компанией задачами.
Персонал - это один из сложнейших объектов управления в рамках организации, потому что персонал, в отличие от других производственных факторов, самостоятельно принимает решения, критически оценивает предъявляемые требования. Кроме того, персонал обладает субъективными предпочтениями, проявляет чувствительность к управленческим воздействиям, причем заранее предсказать реакцию на них не всегда возможно.
Под системой управления персоналом понимают совокупность методов, приемов, технологий организации работы с сотрудниками.
В менеджменте выработано большое количество моделей построения системы управления персоналом. Конкретная организация выбирает, какую именно модель применять, в зависимости от своей организационной структуры. Организационная структура определяет, как строятся взаимоподчинения и взаимоотношения между выполняемыми сотрудниками функциями. Также организационная структура проявляется в:
- разделении труда,
- создании подразделений,
- должностной иерархии.
Под структурой системы управления персоналом понимают совокупность взаимосвязанных подразделений и должностных лиц, действующих в рамках этой системы.
Объектами системы управления персоналом выступают:
- отдельные сотрудники,
- рабочие группы,
- весь трудовой коллектив.
Субъектами системы управления персоналом являются:
- линейный управленческий персонал,
- функциональный управленческий персонал.
Функции управления определяются исходя из системы целей. На первом этапе формирования функций системы производится выявление объектов и носителей этих функций. В рамках системы управления персоналом можно выделить следующие функциональные блоки:
- определение потребности организации в персонале,
- обеспечение компании персоналом,
- развитие сотрудников,
- использование персонала,
- мотивация поведения и результатов труда,
- информационное и правовое обеспечение управленческих процессов.
В качестве главной задачи службы управления персоналом можно указать обеспечение соответствия между качественными и количественными характеристиками персонала и организационными целями.
Структура целей системы управления персоналом
Ни одна организация не может существовать без управления людьми. Если в организации не будет квалифицированных кадров, она не сможет достичь успеха. Доходы любой компании значительно зависят от профессионализма ее команды. Управление персоналом ориентируется на то, чтобы достичь высокой эффективности в деятельности организации и сформировать справедливые взаимоотношения между сотрудниками. Системы управления персоналом должны опираться на:
- гибкую организацию труда,
- самоорганизацию работников и их групп,
- сознательность участия в производственных процессах и управлении.
Развитие системы управления персоналом включает три стадии:
- анализ ситуации, предусматривающий определение потребности в рабочей силе на основе плана производственного развития, анализа имеющейся рабочей силы, поиска альтернативных решений,
- постановка целей. Предполагается, что кадровые цели должны отвечать целям организации. В состав целей входят меры, обеспечивающие повышение производительности,
- контроль, предусматривающий сопоставление полученных результатов с плановыми, а также устранение негативных отклонений.
На первоначальном этапе проектирования системы управления персоналом компании необходимо сформулировать цели создаваемой системы. В разных организациях цели системы управления персоналом могут варьироваться в зависимости от отрасли, характера деятельности, масштаба производства, стратегических задач. На основе обобщения опыта большого количества отечественных и зарубежных организаций можно сформулировать ключевую цель системы управления персоналом как обеспечение организации персоналом, его эффективное использование, социальное и профессиональное развитие.
Всю совокупность организационных целей можно разделить на несколько категорий:
- экономические,
- коммерчески-производственные,
- научно-технические,
- социальные.
Экономические цели связаны с достижением расчетной прибыли. Производственно-коммерческие цели связаны с производством и реализацией продукции в объеме, требуемом для достижения планового показателя по прибыли. Научно-технические цели обеспечивают заданный научно-технический уровень продукции, а также повышение производительности труда путем внедрения новых технологий. Социальные цели организации состоят в том, чтобы достичь заданного уровня удовлетворенности сотрудников. Социальные цели могут рассматриваться как с позиции персонала, так и с позиции руководства организации. С одной стороны, цели системы управления персоналом определяют конкретные потребности работников, которые должны быть удовлетворены администрацией. С другой стороны, эти цели определяют характер и условия трудовой деятельности, которые обеспечивает администрация. Важным условием эффективности системы управления персоналом является отсутствие противоречий между этими двумя ветвями целей. Наличие противоречивых целей системы управления персоналом приводит к конфликту интересов персонала и администрации, что негативным образом сказывается на функционировании организации в целом.