Общая характеристика деловых игр
Деловые игры как метод развития персонала – это инструмент, представляющий собой квазипрофессиональную деятельность, сочетающий в себе черты учения и труда, позволяющий задавать социальный и предметный контекст профессиональной деятельности и тем самым моделировать условия формирования личности.
Деловые игры занимают особое место среди методов обучения и развития сотрудников вне рабочих мест. Актуальность применения метода деловых игр связана с ростом требований к профессиональным и личностным качествам работников. Сегодня недостаточно усвоить сугубо профессиональные знания, в дополнение к ним требуются такие образовательные аспекты, как:
- формирование личности;
- повышение инициативы;
- развитие творческого мышления;
- обеспечение самостоятельности при принятии решений.
Поэтому в процессе обучения персонала необходимо применять новые методики, нацеленные не на простую передачу готовых знаний, а на стимулирование творческой активности у обучающихся. Этим объясняется популярность деловых игр как метода активного обучения.
Деловые игры применяют не только для того, чтобы обучить персонал, но и чтобы осуществить диагностику индивидуальных особенностей, организовать процесс принятия решений на основе данных исследования. Также деловые игры как метод обучения имеют аналитический, экспертный и экспериментальный характер.
Преимущества деловых игр перед другими методами теоретического обучения связаны со следующими моментами:
- цели деловых игр, как правило, соответствуют практическим нуждам;
- в методе деловых игр сочетаются широта охвата проблем и глубина их осмысления;
- форма игры обеспечивает наилучшую отработку логики действий;
- в рамках игры происходит активное социальное взаимодействие;
- игровой процесс вызывает у участников интерес, способствует высокой вовлеченности;
- обратная связь в деловых играх намного сильнее, чем в традиционных методах обучения.
Деловые игры способствуют облегчению процесса обучения сотрудников. Этот процесс происходит при активном взаимодействии участников на основе правил и с использованием игровых компонентов. Однако воодушевление и энергия от участия в деловой игре могут не принести желаемого результата. Часто организаторы деловых игр допускают ошибки:
- слишком яркое выражение соревновательного элемента. С одной стороны, возможность выигрыша способствует большему энтузиазму, азарту участников. С другой – поняв, что выиграть не удастся, игроки могут вообще потерять интерес к процессу;
- подмена целей. Игра может быть веселой и интересной, но не обеспечивать получение новых знаний, умений и навыков;
- использование игр как единственного инструмента обучения. Несмотря на все достоинства игр, лучше сочетать их с традиционными способами донесения информации – например, лекциями и презентациями;
- игнорирование подведения итогов, анализа игры и дальнейших действий.
Разработка деловых игр
Конструирование деловых игр главным образом предусматривает моделирование не деятельности, а среды. Следует организовать совместную деятельность игроков, имеющую характер ролевого взаимодействия по нормам и правилам. Достижение цели игры происходит путем принятия групповых или индивидуальных решений.
Деловая игра строится на основе имитационной и игровой моделей, органически накладывающихся друг на друга и определяющих структуру игры:
- имитационная модель – это отображение выбранного фрагмента реальности, который называют объектом имитации или прототипом модели. Она задает предметный контекст профессиональной деятельности;
- игровая модель – это фактически способ описания взаимодействия участника с имитационной моделью. Она задает социальный контекст профессиональной деятельности.
Для того, чтобы участникам игры было интересно, предлагаемая игровая ситуация должна иметь неоднозначное решение. В таких условиях происходит личностное проявление игроков. У каждого участника должна быть возможность влиять на принимаемое решение – для этого организаторы готовят пакет документов, в котором каждый документ предназначается определенному игроку. Конструкция игры не может охватить все многообразие факторов, включаются только имеющие практическую значимость.
Основные этапы разработки деловой игры:
- выбор темы и затрагиваемых проблем;
- определение назначения игры – обучение, исследование, проектирование, принятие решений и т. д.;
- анализ ключевых закономерностей, выбор необходимой степени детализации (чтобы связи были обозримыми, но не слишком очевидными);
- разработка сценария и создание игровых событий, составление перечня решений, предоставляемых игрокам, детализация сценария и введение в него факторов внешней среды;
- формулировка правил, уточнение шагов, циклов и этапов, определение системы поощрений и штрафов, критериев выигрыша;
- отладка игры на основе ее проигрывания разработчиками или тестировщиками. При этом происходит уточнение связей, анализ реальности ситуации, верификация математического аппарата;
- подготовка методической инструкции по проведению игры, ролевых инструкций для игроков и справочного материала. При подготовке документации во внимание принимается психологический фактор при работе с текстом. Форма подачи информации во многом определяет эффективность игры.
Составляя команды, надо учитывать сложившиеся между игроками межличностные отношения. Положительные отношения между членами команды повышают эффективность взаимодействия. В то же время сама игра способствует командообразованию.
В процессе игры ведущий управляет процессом как с помощью инструментального, так и эмоционально-ролевого способа. Сначала игроков знакомят с целью игры, зачитывают ее описание, затем назначают роли. Ведущий формирует атмосферу игры, навязывает участникам желательный стиль общения, обеспечивающий погружение в игровую ситуацию, отрешение от реалий окружения.
После того, как игра завершится, необходимо обсудить ее, проанализировать принятие решений, возникшие из-за них последствия.