Эффективность - это показатель деятельности предприятий, который отражает соотношение полученного в течение определенного периода времени результата (эффекта) и затраченных ради его достижения ресурсов.
Понятие и значение неэффективности деятельности предприятия
Результаты последних исследований деятельности российских предприятий свидетельствуют о том, что у многих из них наблюдается снижение эффективности их деятельности. В данном случае речь идет про интегративный показатель, который складывается из эффективности отдельных процессов и задач, решаемых в повседневном режиме.
Неэффективность хозяйственной деятельности в общем случае приводит предприятия к таким негативным последствиям, как увеличение производственных затрат и себестоимости продукции, падение объемов продаж, сокращение размера выручки, увеличение дефектности продукции, рост количества жалоб от потребителей, нарушение трудовой дисциплины и др.
Руководство предприятий (российских, в частности) не всегда готово признать наличие существующей неэффективности. Это связано как с отсутствием компетенций, необходимых для организации более эффективного выполнения работы, так и с личным нежеланием менеджеров что-либо менять, поскольку любые изменения могут оказаться угрозами для личной безопасности.
Следовательно, у неэффективных предприятий может возникнуть сопротивление переменам, что создает риски для их успешного и устойчивого функционирования в будущем.
Причины неэффективности деятельности российских предприятий
Как показывает практика, деятельность российских предприятий является неэффективной в силу действия ряда причин. Прежде всего, они испытывают дефицит квалифицированных специалистов, у которых бы имелся опыт организационной работы (в частности, построения и изменения организационных структур). Данная причина возникла из-за малого распространения практических и образовательных курсов в области менеджмента.
Большинство организационных технологий, которые используются отечественными предприятиями, взяты из-за границы (т.е. специфика российского экономического пространства на учтена), поэтому их применение не предоставляет желаемого эффекта.
Структура любой организации в основном представлена следующей моделью:
- уровень собственника;
- уровень менеджмента;
- уровень персонала.
Следовательно, менеджер должен организовать работу предприятия таким образом, чтобы цели верхнего и нижнего уровней были согласованы друг с другом, что требует соответствующих управленческих навыков.
Владельцы (собственники) многих российских предприятий не имеют четкого и конкретного представления о желаемом результате деятельности организации. Следовательно, сами предприятия не понимают, что является продуктом их деятельности. Поэтому у них отсутствуют четко сформулированные цели работы, а сотрудники не осознают лично вносимый ими вклад в совместную деятельность.
У неэффективных российских предприятий, как правило, отсутствует практика построения и внедрения системы планирования. Точнее говоря, у них не развита культура планирования. Это находит отражение в существовании в организации множества несогласованных планов, которые усложняют процедуры оценки деятельности и подготовки отчетности. Кроме того, многие планы лишены конкретных измеримых показателей.
Важным фактором высокой результативности любой современной организации является функционирование системы управления мотивацией персонала, которая у российских предприятий либо отсутствует, либо не эффективна. В связи с этим у персонала отсутствует связь между получаемым вознаграждением и выполняемой трудовой деятельностью.
Российские предприятия в большинстве своем не располагают специальными инструментами, предназначенными для оценки эффективности и быстрого контроля выполняемых действий. В результате невозможным оперативный сбор и анализ необходимой информации, что, в свою очередь, приводит к запоздалому принятию зачастую неверного управленческого решения. Менеджеры оказываются перегруженными текущими задачами, они хронически испытывают недостаток времени.
Для предприятий, деятельность которых сводится к регулярному выполнению типовых процессов и процедур, актуальна проблема отсутствия профессиональных (корпоративных) стандартов. В этом случае каждый сотрудник по своему усмотрению выполняет отведенную им функцию. Это может быть представлено как неэффективными, так и эффективными действиями. Но позитивный опыт не находит дальнейшего распространения по всему предприятию.
На российских предприятиях работа с персоналом не систематизирована. В частности, отсутствует система адаптации новых сотрудников, не разработаны программы лояльности для персонала. Нередко в организационной структуре предприятия отсутствует функция управления персоналом, в то время как отдел кадров уполномочен в основном на выполнение юридического документооборота по сотрудникам.
До сих пор в нашей стране не получил должного признания маркетинг, недооцениваются его роль и функции в хозяйственной деятельности современного предприятия. По этой причине у многих российских предприятий отсутствуют:
- инструменты для управления лояльностью потребителей;
- описание целевых групп потребителей и их потребностей;
- описание продукта предприятия (в частности, его преимуществ перед конкурентами и выгод для потребителей);
- стандартные информационные материалы о предприятии;
- инструменты для управления информационными потоками и пр.
Таким образом, неэффективность деятельности российских предприятий вызвана комплексом причин, решение которых должно стать приоритетной задачей в ближайшей перспективе.