Правовое регулирование воздушного транспорта
Воздушные пассажирские перевозки между странами регулируются конвенциями, относящимися к международным сообщениям:
- Главным документом является Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года.
- Еще один документ – это Гаагский протокол 1955 года. Он содержит изменения некоторых положений Конвенции, указанной выше.
- Гватемальский протокол 1971 года, который также предусматривает некоторые изменения первоначальной Конвенции Конвенцию.
Данные указания были включены в действующие правила пассажирских перевозок, разработанных Международной ассоциацией воздушного транспорта (МАВТ). Особое значение приобретает понятие проездного билета на самолете, порядок провоза багажа, административные формальности, права и обязанности авиаперевозчика, расчеты с пассажирами.
Стоит отметить, что международные воздушные сообщения осуществляется согласно транспортной документации, отвечающей установленным формам. Пассажирские билеты содержат дополнительно информацию о багаже и вместе с тем представляет собой багажную квитанцию.
Ответственность авиаперевозчика определяется договором и основывается на вине, при этом обязанность по доказыванию ее отсутствия принадлежит перевозчику.
Например, согласно правилам воздушной перевозок, ответственность перевозчика за ручную кладь клиента наступает только в ситуации доказательства вины авиакомпании. Пределом ответственности авиаперевозчика является 250 тыс. франков за нарушение прав отдельного пассажира, 500 франков за килограмм груза и багажа, 10 тыс. франков за ручную кладь .
Правовое регулирование морского и речного транспорта
Особое внимание при формировании тура, предполагающего морское сообщение туроператор должен уделять проходу через территориальные воды ограничениям в национальном законодательстве прибрежной страны.
Под руководством Международного морского комитета в 1925 году была создана Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, которая также называется «Гаагские правила». Затем в 1968 году были приняты «Правила Висби» - это дополнительный протокол к вышеуказанной конвенции.
Разработка новых типов правового регулирования Комиссией ООН потребовала принятия в 1978 году Гамбургской конвенции о морской перевозке грузов, которая также называется «Гамбургскими правилами». В них содержатся указания при перевозке животных, грузов на палубе и опасных грузов, а также нормы о юрисдикции и арбитраже.
Следует отметить, что все пассажиры, путешествующие на морском транспорте, представлены шестью группами: пассажиры, имеющие деловые или туристические цели, эмигранты, сезонные рабочие, паломники и военнослужащие.
Цель организованного путешествия влияет на выбор туристами судов преимущественно для морских поездок, благодаря чему стали организовывать круизные рейсы.
Особое значение приобретает международно-правовое регулирование речных пассажирских перевозок по рекам, которые имеют прямой выход в море. К таким рекам относятся Дунай, Рейн, Нигер, Меконг, Ла-Плата, Амазонка и прочие. Речные пассажирские перевозки контроируются конвенциями о режиме судоходства.
Правовое регулирование пассажирских автомобильных перевозок
Международная конвенция о движении по дорогам и Протокол о дорожных знаках и сигналах 1949 года определяют принцип выдачи разрешения на управление автомобилем, паспорта и пограничные формальности.
В 1968 году Экономический и Социальный Совет ООН принял Конвенцию о дорожном движении, которая приобрела законную силу только в 1977 году. Вместе с предыдущим документом в 1968 году также разработали Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, а в 1975 году - Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и подлинности водительских удостоверений и Европейское соглашение о международных автомагистралях.
На региональном уровне данный контроль осуществляется с использованием договоров в пределах международных организаций, к которым относятся Международная автодорожная федерация, Международная автомобильная федерация, Международный союз автомобильного транспорта, Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов.
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973 года и Протокол к ней 1978 года определяют универсальный тип договора о перевозке пассажиров, условиях перевозки багажа и ручной клади пассажиров, сформировали проформу международного коносамента, которая используется практически во всех европейских странах.
Европейская конвенция об организациии работы экипажей транспортных средств, принятая в 1995 году, учитывает большинство аспектов автобусных перевозок. Например, автобусы, которые перевозят больше девяти пассажиров обязаны устанавливать контрольно-измерительные приборы - тахографы.
Правовое регулирование железнодорожного транспорта
Достаточно значимое место туристской индустрии принадлежит железнодорожному транспорту. Эксплуатацией транспортных сетей различных форм собственности руководит национальная администрация согласно государственным законам и правилам и международным соглашениям об организации железнодорожных сообщений.
Самым главным соглашением считается Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров. Под этими подписались практически все европейские страны и несколько азиатских государств и стран Северной Америки. В 1966 году заключается Дополнительное соглашение к вышеуказанному документу об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров.
В 1980 году состоялась Конференция, где Бернские конвенции были пересмотрены. В итоге было создано новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках, в котором объединены международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительное соглашение 1966 года. Здесь также есть два Приложения (А и В), посвященные гражданско-правовым нормам об условиях международных железнодорожных перевозок.
Граница ответственности железных дорог определен расчетными единицами Международного валютного фонда. В ходе работы железных дорог и контроля над действиями участников Соглашения формируются новые рекомендации по унификации международных тарифов на перевозку пассажиров, багажа, грузов; стандарты, касающиеся определения себестоимости перевозок и максимально рациональных международных маршрутов, а также вагонов; меры по созданию и стимулированию международного железнодорожного туризма.