Психологический портрет экскурсовода
Во многих информационных источниках, посвященных экскурсионному делу значительное внимание уделяется личностным особенностям экскурсовода. Теоретики экскурсоведения утверждают, что экскурсоводу как личности должны быть присущи ряд качеств и разработали некоторые требования, которым должен соответствовать специалист данной сферы .
Прежде всего, предполагается, что экскурсовод – это человек с достаточно богатым воображением и умением выстраивать мыслительные образы. Специалист должен уметь так рассказать о ненаблюдаемой достопримечательности, чтобы экскурсанты смогли легко его себе представить. Базой для мысленной визуализации предмета служат изученная информация, личные впечатления, ранее накопленный опыт.
На характер экскурсионного мероприятия влияет темперамент экскурсовода, который находит свое отражение в манере поведения, в уровне жизненной активности. Типа темперамента экскурсовода определяет глубину его эмоций, таких как вспыльчивость, спокойствие, различная реакция на раздражители.
Например, экскурсовода-сангвиник использует достаточно быстрый темп речи, у него может часто меняться настроение, присутствует быстрая реакция на действия экскурсантов. Для холерика характеры торопливость в рассказе, вспыльчивость, неуравновешенность, обидчивость. Флегматик, наоборот, медлителен, у него однообразные жесты и мимика. Для меланхолика характерны большая или меньшая сила чувств, длительность переживаний, устойчивость или быстрая смена эмоций.
Манера поведения экскурсовода - это проявление общей культуры человека, следовательно, она должна быть подчинена его воле и умению владеть своими эмоциями. Эмоции, которые формируются у экскурсовода под влиянием негативных или благоприятных обстоятельств не должны воздействовать на экскурсию.
Важной особенностью экскурсовода как личности считается его тенденциозность, или убежденность. Тенденциозность находит свое проявление в четкости направления его взглядов и действий, в стремлении обозначить свою точку зрения экскурсантам и убедить их в ее правильности.
Требования, предъявляемые к речи экскурсовода
Важной особенностью речи экскурсовода является ориентация на ее восприятие на понимание туристами. Это обуславливает необходимость в изложении готовых, логично и правильно сформированных мыслей. Доминирующая форма изложения текста экскурсоводом - монолог.
Содержательная речь экскурсовода должна соответствовать следующим требованиям: правильность, понятность, точность, выразительность, чистота, лаконичность. Правильность речи. Ее регламентируют правила произношения, постановка ударения, словоупотребление, формообразование, построение синтаксических конструкций, стилистика.
- Понятность речи. Экскурсоводу необходимо придерживаться доступного, доходчивого изложения. Чтобы сделать речь непонятной достаточно использовать многочисленные термины и иноязычные слова, поэтому их следует тщательно отбирать. Если исключение данных слов может привести к потере смысла в рассказе, то после их употребления следует давать пояснение.
- Точность в изложении. Она необходима при описании объекта и влияет на степень воздействия экскурсовода на аудиторию. В экскурсионном рассказе не должны присутствовать отвлеченность, стереотипы, общие слова, которые потеряли семантическую ценность.
- Выразительность речи. Это такие ее особенности, которые влияют на внимание и интерес у экскурсантов. В качестве средств выразительности используются иносказание, перифраза, метафора, эпитет и прочее. Степень выразительности речи могут повысить афоризмы, пословицы и поговорки.
- Чистота речи. Под ней понимается такая речь, в которой не присутствуют чуждые литературному языку элементы или элементы, которые отвергаются нормами нравственности: слова-паразиты, которые возникают в изложении при обдумывании, паузы, просторечия, жаргонизмы, бранные слова.
- Лаконичность речи. Экскурсовод должен учитывать данную особенность речи на экскурсии. Лаконичной речь становится, если специалист устраняет лишние слова и общие фразы, ведущие к потере внимания аудитории. Сжатость придает речи силу.
Положительный визуальный образ экскурсовода
Благодаря положительному визуальному образу экскурсовода устанавливается тесный контакт с группой. Общий язык экскурсоводы с аудиторией помогают найти приветливый тон, доброжелательность, непринужденное общение.
В ходе мероприятия грамотный специалист обычно уделяет постоянное внимание всей группе. Неправильно в ходе изложения обращаться к одному-двум экскурсантам, выделяя их среди прочих участников и проверяя тем самым уровень восприятия экскурсионного материала согласно их реакции на увиденное и услышанное.
Очень часто экскурсоводу необходимо решить очень важную задачу – снять напряжение и раздражение у туристов. Для этого подходит шутка, которая поможет настроить аудиторию на соответствующий лад. Тем не менее, необходимо помнить, что шутки должны быть тактичными и ненавязчивыми. Стремление любой ценой поднять настроение экскурсантам говорит о несерьезном подходе со стороны специалиста к проведению экскурсии, из-за чего может произойти потеря контроля над группой.
Еще одной задачей, которую должен решить экскурсовод – поддерживать постоянное внимание к мероприятию со стороны туристов. Для того, чтобы заинтересовать аудиторию экскурсоводу рекомендуется включать следующие методические приемы: прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.
Следует отметить, что информационная нагрузка, которую несет экскурсия, привлекает внимание участников в том случае, если она совпадет с их интересами и потребностями или способна сформировать новые потребности.
Экскурсовод должен применять механизм взаимодействия людей друг на друга, который в психологии называется «психологической заразительностью». Если у экскурсовода есть определенные эмоции о предмете рассказа, если присутствует воодушевление в изложении, то туристы перенимают целеустремленность специалиста и воспринимают ее как свою.
Достижение максимально положительного эффекта в восприятии содержания экскурсии возможно только в случае присутствии строгой дисциплины. Экскурсоводу бывает необходимо делать замечания по поводу разговоров, шума, смеха. Вместе тем следует избегать высокомерного тона и не заискивать перед клиентами.