Психологические элементы в туризме
Психологию туризма также называют социальной психологией, а ее раздела, где изучаются взаимоотношения людей в процессе отдыха, исследуются мотивации, связанные с туристскими путешествиями и услугами.
Объектом изучения прикладной психологии являются особенности поведения, на которые влияют экономические, социальные, трудовые и культурные аспекты туристской деятельности.
Важнейшим фактором в работе турфирмы является понимание пожеланий клиента. Необходимо знать причину, мотив, побудивший их выбрать тот или иной турпродукт, их ожидания от поездки. Для достижения данной цели специалистами часто используется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу.
Потребности человека согласно А. Маслоу предполагают наличие:
- физиологических первичных потребностей, которые имеют наибольшее значение для человека;
- потребностей безопасности, благодаря которым осуществляется поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы;
- потребностей взаимоотношений, или социальных, которые приобретают важность после удовлетворения двух предыдущих пунктов;
- потребностей психологических – уважение или любовь к себе – относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам;
- потребностей самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, его творческим потенциалом.
Мотивации туриста можно объединить в несколько типов:
- физические мотивации на отдыхе преследуют цель сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности;
- культурные мотивации представляют собой стремление получить информацию о других регионах, ознакомиться с культурой, историей, архитектурой;
- социальные мотивации подразумевают стремление познакомиться с новыми людьми, посещать друзей;
- мотивации перемены деятельности предполагают желание клиента выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями;
- мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием;
- мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).
Роль психологической подготовки в туризме
Главной задачей в туристской деятельности – это обеспечение безопасности клиентов. Для ее решения осуществляется физическая и техническая подготовка туриста. Тем не менее, при изучении статистики чрезвычайных происшествий, случившихся в походах, было выяснено, что главная причина большинства этих событий имеет психологическое значение.
Также возможны ситуации потери не только физического, но и психологического здоровья в поездке. Например, переживания по причине не соответствия приобретенного турпродукта собственным представлениям о поездке и прочее. Также гость может впасть в уныние и отчаяние, оказавшись в новой, незнакомой для себя обстановке. Когда речь идет об экстремальном туризме – нервная система туриста может не справиться с нагрузками – человек может запаниковать, сорваться.
Все это является важными моментами при работе с клиентами, что говорит о психологической подготовке туриста как о еще одном факторе безопасности. В рамках данного вопроса необходимо выделить необходимость использования психологической подготовке.
Некоторые современные туристские предприятия при покупке отдельных видов турпродуктов предлагают клиентам пройти психологическое тестирование, согласно которому выявляется степень готовности туриста к прохождению данного маршрута или ему стоит вообще от него воздержаться. При работе на конкретных направления менеджеры турфирм обязательно информируют об опасности тура и дают рекомендации по физической и психологической подготовке.
Тем не менее, следует отметить, что современная туристская индустрия пока еще не уделяет столь пристальное внимание психологическому состоянию туриста, оставляя эту задачу гиду-проводнику, который уже непосредственно на маршруте может определить, кому из клиентов лучше отказаться от похода или поездки.
Понятие психологического туризма
Психологический туризм – это принципиально новое направление туризма, которое уже обрело свою популярность, появление которого произошло по причине того, что городское население, постоянно находится в стрессовом состоянии по причине быстрого темпа мегаполиса.
Суета, шум, отсутсвие возможности для отдыха и постоянная спешка, имеют негативное влияние на физическое и эмоциональное состояние человека. В качестве выхода из данной ситуации туроператоры разработали психологический туризм.
Психологический туризм позволяет восстановить психологическое состояние человека, которго значительную часть суток окружают проблемы и рутинные задачи. Такой отдых является необходимым для тех, кто настроен на постоянное развитие и совершенствование. Он является прекрасной возможностью для раскрытия внутреннего потенциала клиента и настраивает его на позитивные действия.
Следует отметить, что помимо физических и умственных нагрузок человеческая нервная система тподвергается эмоциональному истощению.
Отрицательные переживание, такие как гнев, страх или плохое настроение понижают работоспособность, лишая его сил и душевного равновесия. Новые эмоции и впечатления, полученные от путешествия, помогут клиенту направить его жизнь по более гармоничному пути. Если турист наряду с отдыхом будет получать и психологические навыки одновременно, то по окончанию тура он сможет наблюдать в себе позитивные изменения.