Понятие рекламы туристского продукта
Реклама - это оплаченная форма неличного представления туристского продукта и формирования спроса на него, а также средство создания имиджа туристского предприятия.
Туристскую индустрию в современном мире невозможно представить без рекламы.
Реклама туристского продукта - это выраженная совокупность материальных и нематериальных элементов; художественный, эмоционально окрашенный, образ, воплощающий услугу или тур, передаваемый с помощью привлекательных образов, дающий полную и достоверную информацию о продукте и рассчитанный на привлечение целевой аудитории.
Реклама является самым эффективным инструментом туристского предприятия, она позволяет:
- донести информацию от поставщика туристских услуг клиенту,
- влиять на поведение клиентов,
- привлекает внимание потребителей к предлагаемым услугам,
- создает положительный образ предприятия,
- показывает общественную значимость предприятия туризма.
Рекламная деятельность является средством достижения стратегических и коммуникационных целей маркетинга.
Туристические предприятия расходуют на рекламу около 5-6% своих доходов. Сфера туризма является крупнейшим рекламодателем.
Отличительные черты рекламы в туризме
Особенности системы туризма и предлагаемых им продуктов влияют на специфику рекламы в туристской индустрии.
К отличительным чертам рекламы, как средства маркетинговых коммуникаций в туризме можно отнести:
- неличный характер - информация о туристическом продукте поступает к потребителю услуг через средства массовой информации, каталоги, брошюры, рекламные проспекты и другие рекламоносители;
- одностороннюю направленность - коммуникационный сигнал имеет направление от рекламодателя к потребителю;
- неясность с точки зрения измерения оказанного эффекта - обратная связь носит неопределенный, вероятный характер, приобретение продукта зависит не только от рекламы, но и от многих факторов, в том числе и субъективных, не поддающихся классификации;
- общественный характер - реклама туристического продукта должна быть достоверной, правдивой, точной с точки зрения передачи информации;
- насыщенность информацией - туристские услуги не имеют материальной формы, поэтому реклама турпродукта должна быть информационной и коммуникативной;
- броскость и способность к убеждению - в рекламе туристского продукта целесообразно использовать видеоматериалы, фотографии, картины и прочую красочную продукцию, поскольку использование зрительных, наглядных средств обеспечивает полное представление об объекте рекламы.
Законы рекламы
Роль рекламы в концепции маркетинга велика, но реклама без тесной взаимосвязи с другими элементами маркетинга неэффективна и может привести к отрицательному результату. Американский специалист А.Политц сформулировал два основополагающих закона рекламы, которые можно отнести и к туристской рекламе:
- Реклама увеличивает продажу хорошего товара и приближает провал плохого. Она обнаруживает, какие качества продукт не имеет, и помогает потребителю это быстро понять.
- Реклама, показывающая тот характерный признак товара, который содержится в малых количествах и который потребитель не в состоянии обнаружить самостоятельно, помогает установить, что указанный признак практически отсутствует, и этим ускоряет провал товара.
Реклама в туристской индустрии представляет собой сложный и заранее спланированный комплекс мероприятий, направленных на повышение имиджа туристского продукта. Рекламная кампания проводится оп нескольким направлениям и включает в себя создание рекламного информационного носителя, организацию публичных мероприятий, создание положительного образа туристского обслуживания. Главным является правильная постановка цели и определение ее характера по долгосрочности, опирающаяся на результаты исследований рынка туризма и анализа эффективности рекламы в период ее внедрения.