Профессиональная этика общения
Принципы профессиональной этики общения персонала туристской фирмы:
- Пунктуальность. Несвоевременное выполнение работы, опоздания на работу и запланированные встречи, неподготовленность документов – наиболее частые проявления непунктуальности работы персонала турфирмы, влекущие за собой негативные последствия, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения имиджа.
- Конфиденциальность. Недопустимо распространять информацию, касающуюся делопроизводства, взаимоотношений с партнерами, суждения руководства фирмы или сотрудников об их служебной деятельности. Понятие коммерческой тайны имеет строго определенные рамки и регулируется ст. 5 Закона о коммерческой тайне.
- Настроенность на клиента. Заключается в умении понять клиента, проникнуться его интересами, найти оптимальный вариант отдыха. В любой ситуации, включающей общение с клиентами или коллегами по работе необходимо оставаться приветливым и доброжелательным, вести себя адекватно и с достоинством, особенно когда клиент высказывает недовольство и претензии.
- Внешний облик. Внешние атрибуты должны соответствовать общепринятым стандартам. Основным подход – вписаться в рабочее окружение, а внутри окружения – в контингент работников соответствующего уровня. Профессиональная одежда вызывает профессиональное поведение. Соблюдение делового стиля накладывает отпечаток на манеру поведения, повышает чувство ответственности, формирует образ туристской компании в целом.
- Украшения. При деловом стиле не допускается демонстрация дорогих украшений. Можно использовать небольшие украшения из полудрагоценных камней или из природных материалов. При этом количество украшений должно быть минимизировано.
- Грамотность. Является таким же «лицом» компании и внешний облик сотрудников. Внешние и внутренние документы должны быть изложены грамматически правильно, недопустимо употреблять просторечные слова, имена собственные нужно передавать без ошибок и т.д.
Общение с партнерами в сфере туристской индустрии предполагает разные методы воздействия на людей. Чаще всего применяются следующие методы:
- убеждение – воздействие посредством логического упорядочивания фактов, доказательств; подразумевается уверенность в истинности своих знаний, правоте, этической оправданности поступков; является наиболее предпочтительным методом воздействия на партнеров в процессе общения;
- внушение – основывается на уверенности в финансовой устойчивости туристской компании; важную роль играют отзывы средств массовой информации, общественное мнение;
- принуждение – насильственный метод воздействия при общении; применяются угрозы наказания (например, финансового) или другого воздействия, чаще всего юридического характера; оправданным с этической точки зрения может быть только в исключительных случаях.
Взаимоотношения сотрудников туристской фирмы с клиентами
Часто в индустрии туризма можно встретить выражение «постоянный клиент», т.е. человек, многократно обращающийся за приобретением турпродукта. Такого постоянства можно добиться только качественной работой всех сотрудников туристской компании.
О качестве обслуживания клиента при приобретении турпродукта судят по следующим факторам:
- Наличие офиса, комфортабельного, легкодоступного, оснащенного качественной оргтехникой, имеющего парковку и т.д.
- График работы. Рекомендуется обеспечить прием посетителей в праздничные и выходные дни.
- Организация работы с возможностью посещения клиентом офиса туристской фирмы для приобретения тура и оформления необходимых документов.
- Рациональная технология предоставления туристского продукта клиентам, т.е. выбор наиболее эффективного метода продажи.
- Профессионализм, достаточная квалификация и доброжелательность персонала турфирмы.
- Учет пожеланий клиента в процессе реализации турпродукта.
- Имиджевые составляющие туристской деятельности: максимально комфортные условия в офисе, атмосфера участия и доброжелательности, создание рабочего и психологического комфорта.
Эффективное обслуживание посетителя туристской фирмы включает:
- установление контакта с клиентом;
- предоставление туристского предложения, которое отличается от подобных предложений в других фирмах;
- мотивирование клиента с целью приобретения тура;
- разностороннее информирование клиента об условиях путешествия, месте пребывания и т.д.
- автоматизированное документальное оформление тура;
- реализация туруслуги с разными схемами оплаты (кредитная карта, наличные, перечисление средств на счет турфирмы и др.);
- возможность связи с клиентом и его информирование по интересующим вопросам после приобретения тура (использование электронной почты или ICQ, телефона, посредством работников фирмы и др.);
- быстрое решение проблем, в случае их возникновения, при приобретении тура или во время путешествия, посредством личного контакта или дистанционно;
- заключительное общение с клиентом после завершения тура.