Наименования основных субъектов туристического рынка
Существует несколько участников процесса реализации туристических услуг:
Турист – это физическое лицо, которое приобретает, потребляет или желает купить турпродукт.
Туроператор – организация, основной деятельностью которой является разработка, продвижение и предоставление туристических услуг на оптовом рынке с использованием документов, имеющих юридическую силу, на основании лицензии.
Турагент – предприятие, которое продвигает туристские услуги и реализует их на розничном рынке с использованием документов, имеющих юридическую силу, на основании лицензии.
Контрагент – фирма – исполнитель, главной задачей которой является предоставление туристических услуг туристу в месте прибытия. Деятельность данных организаций регламентируется законодательством страны приема и международными договоренностями.
Все участники туристического рынка представляют собой систему из взаимосвязанных элементов, которая имеет высокий процент прозрачности.
Реализация турпродукта как результат работы между субъектами
Торговля в сфере туристских услуг бывает оптовой и розничной.
Оптовая продажа представляет собой составление и подписание посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских соглашений между туроператором и турагентом. К моменту завершения сделки туроператор владеет готовым турпродуктом, оформленным на соответствующей документацией, которая имеет юридическую силу.
Розничная реализация туристических услуг отличается некоторыми формальностями. Она представлена соглашениями и договорами розничной купли-продажи с физическими лицами, в которых прописаны все права и обязанности сторон. Типовые договоры должны содержать соответствующие пункты:
- номер, дату и место заключения договора
- юридическое название организации, его организационно-правовую форму, номер лицензии, дающей разрешение на предоставление услуг на международном уровне;
- ФИО физического лица, его адрес, данные паспорта, контакты;
- предмет договора, который полностью отражает все услуги, которые предоставляет фирма туристу;
- права и обязанности сторон;
- суммарную стоимость готового турпродукта, порядок и форму расчета;
- момент вступления договора в силу и срок его действия;
- особенности оформления виз (для международного туризма);
- условия использования ваучера;
- порядок страхования жизни и здоровья туриста;
- особенности использования компенсации;
- форс-мажорные ситуации;
- прочие условия, предусмотренные политикой предприятия или особенностями тура;
- юридические и банковские реквизиты турфирмы;
- подписи сторон и печать предприятия.
Оферта – это объективная информация о туристском продукте и существенные условия договора купли-продажи, оформленная письменно. Как правило, ее размещают открыто на стенде рядом с лицензией и сертификатами.
Следует отметить, что копию оферты турфирма обязана предоставить клиенту по первому требованию и в этом случае частные условия договора указываются в путевке.
Понятия туристского ваучера и туристской путевки
Туристский ваучер – это юридический документ, подтверждающий право туриста на услуги, включенные в комплексный турпродукт, и определяющий факт их предоставления.
Туристская путевка представляет собой документ, сообщающий о том, что туристу предоставлено право на комплекс услуг, входящих в тур
Данное соглашение является предложением турфирмы комплексного турпродукта покупателю и обязательно включено в договор.
Следует отметить, что туристическая путевка - это документ первичного учета турагента или туроператора.
Ваучер предоставляется потребителю в виде оригинала и копии до начала поездки, оригинал вручается представителю принимающей стороны, а копия остается у туриста. К ваучеру прилагается перечень услуг, которые уже предоставлены. Как правило, этот документ оформляется руководителем туристской группы и заверяется исполнителем услуг. Здесь же можно указать претензии к качеству предоставленных услуг. Этот документ является основанием для совершения взаиморасчетов между организаторами туризма — направляющей и принимающей стороны.
Многие туристские фирмы не всегда считают целесообразным указывать в туристском ваучере стоимость отдельных услуг. В этом случае показатель можно заменить ссылкой на тарифы и прейскуранты, указанные в договоре между туроператором, выдавшим ваучер, и туроператором по приему туристов.