Понятие конкурентоспособности туристического предприятия
Конкурентоспособность - это особенность субъекта экономических отношений, которая выражается способностью реального или потенциального удовлетворения предприятием потребности клиента по сравнению с аналогичными организациями, работающем на рынке.
Конкурентоспособность организации рассчитывается с учетом определенного рынка подобных фирм или групп потенциальных клиентов. Данный показатель зависит от эффективности производственной работы, а также превосходства предприятия над подобными в рамках определенного рынка.
Следует отметить, что по уровню конкурентоспособности турфирмы оценивается ее способность адаптироваться к негативным условиям, возникающим на рынке туруслуг.
Конкуренцией также принято считать соперничество между предприятиями с одинаковой сферой деятельности за наиболее выгодное место на рынке.
Обычно организация выделяет один или несколько сегментов рынка, на которых есть возможность занять определенное выгодное положение, ведет ценообразовательную политику и продвигает собственную продукцию.
Турфирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
Меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия
Существуют следующие меры повышения конкурентоспособности туристического предприятия:
- повышение качества предлагаемых туристических продуктов, что приводит к более выгодному положению на потребительском рынке;
- оценка преимуществ и недостатков услуг подобных организаций, использование полученной информации при производстве собственных туристических услуг;
- анализ стратегии, применяемой конкурентами для повышения показателей качества совершенствованию аналогичных турпродууктов, которые реализуются на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
- выявление возможности модификации туристических услуг при повышении уровня качества выпускаемой продукции;
- анализ и внедрение ценовой политики для повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидки, гарантии);
- разделение производимых туристских услуг с учетом предпочтений клиентов определенных видов туризма.
Можно сделать вывод о том, что для получения выгодного положения на рынке туруслуг, необходимо, прежде всего, увеличить конкурентные преимущества выпускаемой продукции.
Конкурентные преимущества - это материальные и нематериальные активы, а также область работы, которые представляют собой стратегическую важность для туристского предприятия.
Нематериальными активами с данной точки зрения выступает уровень качества производимой турпродукции.
Пути улучшения качества турпродукта
- Создание благоприятного образа предприятия. При этом значительно снижаются издержки на рекламу, что в свою очередь приводит к снижению себестоимости туруслуг. Также необходимо учитывать работу над привлечением постоянных клиентов.
- Повышения уровня сервиса. Практика показала, что сервис на высоком уровне вполне оправдывает повышенные цены на услуги.
- Дифференциация турпродукта. Данный пункт предполагает внесение в уже сформированный турпродукт некоторых изменений, которые отражают потребности клиентов и отличаются от продуктов-аналогов.
- Повышение качества производства продукции. Можно существенно улучшить показания конкурентоспособности, если повысить уровень производства наиболее востребованных услуг, производить маркетинговые исследования рынка и оперативно реагировать на изменения, возникающие в нем.
- Повышение уровня квалификации персонала.
Необходимо уделить особое внимание маркетинговым исследованиям.
Маркетинговые исследования турпродукта – это деятельность предприятия, направленная на изучение потребительских предпочтений клиентов, существующих на рынке, с целью дальнейших продвижения и продажи туруслуг.
Данная работа подразумевает сбор, обработку и оценку полученной информации о потребительском рынке, о фирмах-конкурентах, ценах. Это помогает оценить внутренний потенциал предприятия и скорректировать стратегический план.