Значение ценообразования в туризме
Ситуация на современном рынке туристических услуг представляет собой высокий уровень конкурентной борьбы за качество и лучшую цену турпродуктов.
Главная функция цены заключается в получении высокой прибыли при продаже туруслуг. Ценовая политика предприятия определяет уровень конкурентоспособности организации и предлагаемых ею услуг, а правильно сформированная стратегия – высокие экономические результаты деятельности.
Политика цен - перечень стандартных указания формирования цены турпродукта при его создании и продаже.
Политика цен охватывать большой временной период и адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
Создание грамотной ценовой политики обусловлено следующими факторами:
- ценообразование основа маркетингового комплекса, способ управления, который определяет объем прибыли турфирмы;
- постановка цен на турпродукт предполагает решение некоторых проблем: формирование цены в условиях рынка; определение принципов выбора цены; изучение порядка государственного контроля за ценами;
- туристический рынок представлен, в основном, мелкими предприятиями, которые не обладают достаточной производственной мощностью для неценовой конкуренцией;
- цена на туристические продукта должна находится на стыке интересов фирмы и возможностей потребителей.
Следует отметить, что определение стратегии ценообразования, формирование цены на новые турпродукты, контроль и изменение цен на реализуемые услуги – это главная задача маркетинговой службы.
Разработка политики цен осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития туристской организации.
Внешние факторы ценообразования
- соотношение спроса и предложения;
- степень и развитие цен предприятий-конкурентов;
- государственный контроль отрасли туризма;
- политическая ситуация;
- клиенты, их платежеспособность, потребности, привычки, вкусы.
Следует отметить, что снизить негативное или положительное влияние вышеуказанных факторов турфирма не в состоянии. Предприятие может только учитывать данные явления при выборе ценовой стратегии.
Существенное значение приобретает имидж предприятия, место турфирмы на рынке туруслуг. В данном вопросе имеет место человеческий фактор и разность восприятия одной и той же турфирмы среди разных групп клиентов. Поэтому предприятию всегда необходимо учитывать, для какого сегмента рынка устанавливаемая цена будет наиболее оптимальной.
Внутренние факторы и цели ценообразования
- Максимизация текущей прибыли от создания и продажи турпродукта. Данная цель очень часто встречается среди предприятий, которые разрабатывают эксклюзивные турпродукты и не имеют конкурентов, либо услуги которых имеют повышенный спрос, существенно превосходящий предложение.
- Удержание занимаемого положения на рынке туруслуг. Зачастую разработка стратегии цены направлена на стабилизацию при возникновении активного натиска конкурентов, стремящихся вытеснить предприятие выгодного места на рынке. Как правило, это небольшое снижение цены по отношению к продуктам-аналогам для повышения спроса на собственные услуги.
- Стремление к лидерству в качестве реализуемых услуг. В рамках данного пункта рассматривается ситуация, когда предприятие стремиться опередить конкурентные фирмы путем повышения качества своих продуктов. Это, в свою очередь, приводит к росту цены. В том случае, если потребитель посчитает повышение стоимости вполне оправданным, турфирма сможет существенно опередить конкурентов.
- Завоевание и поддержание лидерского положения на рынке. Как правило, данная цель выбирается и достигается при создании и продвижении абсолютно нового туристического продукта. Цена при этом образуется с точным расчетом издержек.
- Стремление турфирмы повышение темпов роста предприятия, используя, в том числе, снижение доходов.
- Необходимость в создании благоприятного имиджа.
- Заинтересованность туроператора и турагента в расширении сферы своего влияния на рынке туруслуг.
- Стремление туроператора уклоняться от обвинения в монополизации.
- Желание избежать банкротства.
Необходимо отметить, что когда турпродукт на рынок еще не выпущен, цена устанавливается предположительно, исходя из возможности турфирмы разработать политику ценообразования и выбрать цель.
В совокупности цена конкретного турпродукта определяется взаимным действием трех групп факторов: индивидуальных понесенных затрат по формированию и реализации турпродукта, состоянием спроса и уровнем конкуренции на рынке туристских услуг.