Основы организации производства на предприятиях туризма
Туризм – это особый вид деятельности человека, история которого началась задолго до нашей эры. Каждая историческая эпоха содержит такие элементы деятельности людей, которые в том или ином смысле подпадают под категорию туризма. Туризм в современном цивилизованном обществе играет особую роль, ее невозможно недооценить. Кроме того, туристическая сфера является особой сферой человеческой жизнедеятельности, формой динамично развивающегося предпринимательства.
Организация производства в туристических компаниях осуществляется особым способом. Туризм играет важную роль в современном обществе. Важность туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни невозможно переоценить сегодня. В настоящее время туризм выступает в качестве мощной отрасли. Так, гостиничная индустрия включает в себя различные группы организаций, включая:
- отели, мотели;
- гостевые дома;
- рестораны, кафе;
- магазины, которые осуществляют торговлю туристическими товарами;
- парки развлечений, клубы и другие организации, связанные с туризмом и отдыхом, которые предлагают социальные и персональные услуги.
Рисунок 1. Организация производства на предприятиях туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Туризм как вид бизнеса
Важное место в туристической отрасли занимает гостиничная индустрия, широта и разносторонность которой охватывается элементами смежных отраслей, таких как питание, отдых, развлечения и т.д. Менеджеры рассматривают гостиничную индустрию как отдельную область экономики и управления, которая не имеют ничего общего с другими типами производств. Однако это не совсем так. Хотя эта отрасль отличается от других видов бизнеса в некоторых важных аспектах, на практике нельзя пытаться отделить гостиничный и туристический бизнес от других отраслей экономики, видов бизнеса. Туристический бизнес имеет много общего с торговой сферой, в том числе торговлей товарами и услугами, управление предприятиями в сфере туризма, а также иных сферах осуществляется по общему принципу, как и организация производства на них.
Опытные отельеры, например, обнаруживают значительное сходство между гостиничным бизнесом и розничной торговлей, что основывается на практической деятельности, а также теоретической базе, коммерческих основах управления. Однако необходимо учитывать, что при организации производства на предприятиях туризма необходимо учитывать не только обязательные для каждой компании характеристики, но и индивидуальные признаки. Например, большой отель выполняет много различных операций, бюрократических процедур, несет более высокую ответственность за своих сотрудников, имеет более высокий уровень мобильности и утечки персонала, чем маленький провинциальный отель с узким сектором обслуживания клиентов или другой гостиничной компанией.
Основные признаки успешной организации производства на предприятиях туризма
Туристической отрасли присущи следующие характерные особенности:
- клиент является участником туристического обслуживания;
- процессы производства и потребления совпадают во времени;
- туристическая услуга не является долговременной;
- расположение (размещение) определяется потребительским спросом;
- процесс туристического обслуживания трудоемкий;
- продукт не пальпируется;
- трудно измерить его исполняемость.
Туристическому бизнесу свойственная и техническая сторона, а именно специалисты в сфере туризма должны создать подходящую среду для технического обслуживания. А клиенты являются частью сервиса, в некоторых случаях они могут самостоятельно производить определенные действия, например, готовить напитки, индивидуальные блюда, освобождать персонал отеля от обслуживания в номерах. Поскольку предоставление и потребление услуг в гостиничном бизнесе происходит одновременно, в отличие от производственного сектора, здесь нет необходимости хранить услуги - основной продукт сектора услуг. Операции происходят в процессе прямого общения с клиентом.
Именно из-за нехватки запасов каких-либо ресурсов в промышленных компаниях клиенты могут стоять в очереди на ожидание получения необходимых услуг, и иногда может произойти отказ от услуг (если клиенту, например, надоело ждать). В отличие от производства, процесс обслуживания ограничен во времени. Во времена падения спроса и при сохраняющихся высоких ценах неполный уровень занятости в компаниях не может быть компенсирован в последующие дни высокого спроса. А когда спрос увеличивается, неадекватное техническое обслуживание может привести к снижению выручки из-за невозможности полностью удовлетворить спрос. Еще одно различие между гостиничным бизнесом и производством заключается в том, что спектр услуг и потребителей должен быть связан, чтобы не было эффекта экономии размеров за счет централизованных поставок для различных рынков. Прямое предложение услуг клиенту ограничивает местонахождение услуг и уменьшает объем операций.
Трудоемкость индустрии обусловлена, в первую очередь, взаимоотношениями между клиентом и работниками. Эффективность обслуживания зависит от внимания и заботы персонала к клиенту, несмотря на увеличение применения современных технологий и автоматизации многих процессов обслуживания.
Индустрия гостеприимства производит продукт, который, в отличие от продукта промышленной сферы, неосязаем, поэтому его тяжелее обменивать и продвигать на рынке. Критерием оценки качества продукта является эмоциональная реакция клиента, которая зависит от воспитания и отношения к делу персонала, а также от уровня развития самого клиента.
Рисунок 2. Организация производства на предприятиях туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ