Стандартизация туруслуг
Соответственно Закону Российской Федерации "О стандартизации" понятие стандартизации определяется как деятельность, устанавливающая нормы, характеристики и правила для обеспечения:
- безопасности работ, услуг, продукции для здоровья, жизни, окружающей среды и имущества;
- качества работ, услуг, продукции согласно уровню развития технологии и науки, техники;
- единства измерений;
- экономии ресурсов;
- безопасности объектов хозяйствования;
- обороноспособности страны.
Основной инструмент стандартизации - стандарт, официальный документ, отражающий результат исследований и опыта, включающий комплекс требований и норм к объектам или действиям.
Туристские услуги - это итог деятельности работы предприятия туризма по удовлетворению соответственных потребностей человека.
Для всех видов услуг обязательными являются такие требования:
- охрана окружающей среды,
- безопасность здоровья и жизни,
- сохранность имущества туристов.
В России действует ГОСТ "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов". Данный документ является основным при обязательной сертификации туристских услуг, и рассчитан на все предприятия, оказывающие туристские услуги населению.
Согласно этого стандарта, оказание туристских услуг должно обеспечить допустимый уровень риска для здоровья и жизни туристов в обычных и чрезвычайных ситуациях.
Вредные факторы в туризме группируются по следующим признакам:
- опасность излучений,
- травмоопасность,
- биологическое воздействие,
- воздействие окружающей среды,
- химические воздействия,
- психофизиологические нагрузки,
- высокий уровень запыленности и загазованности,
- специфические факторы риска,
- прочие факторы.
К прочим факторам риска относят опасности, связанные с отсутствием информации об услуге и ее проектных характеристиках.
На каждом туристском предприятии необходимо разработать и утвердить планы действий сотрудников в чрезвычайных ситуациях, при взаимодействии с местными органами управления, принимающими участие в спасательных работах.
Сертификация туристских услуг
Согласно Закону РФ "О сертификации продукции и услуг", сертификация определяется как совокупность действий по признанию и подтверждению соответствия услуги установленным требованиям.
Цели сертификации:
- создать для предприятий условия для деятельности на едином товарном рынке РФ и участия в международной торговле,
- контроль безопасности продукции,
- помощь покупателям при выборе продукции,
- подтверждение качества продукции.
Сертификация бывает:
- обязательной;
- добровольной.
Обязательная сертификация проводится в соответствии с "Номенклатурой продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации". В случаях, не предусмотренных обязательной сертификацией, проводится добровольная сертификация по инициативе граждан и юридических лиц.
Результатом сертификации является получение сертификата соответствия - официального документа, выданного согласно правил системы сертификации для подтверждения соответствия установленным требованиям сертифицированной продукции.
Преимущества сертификации:
- позволяет осуществить единый подход при оценке качества различных услуг,
- гарантирует изготовление продукции необходимого качества.
Сертификация зависит от стандартизации, и не может эффективно выполнять функцию повышения конкурентоспособности предприятий и их продукции, поскольку опирается на жесткую и малоподвижную систему стандартизации.
Сертификации подлежат реализуемые туроператорами и турагентами туристские продукты. Сертификация туристского продукта проводится на соответствие следующим требованиям:
- обеспечение безопасности здоровья и жизни туристов, сохранность их имущества,
- охрана окружающей среды,
- соответствие туристской услуги функциональному назначению, своевременности исполнения и точности.