Применение информационных технологий в туризме
Наличие информационных технологий оказывает существенное влияние на развитие отраслей туризма. В современных условиях меняются средства коммуникации между потребителем и продавцом, что заставляет представителей туристической сферы расширять свои границы, в том числе и в области информационных технологий. Знание имеющихся информационных технологий, применяемых в отрасли туризма, на сегодняшний день является необходимой частью работы в данной сфере. В современных условиях данная отрасль подвергается глобализации, что требует переосмысление роли информационной науки в обеспечении деятельности данной системы. В связи с этим возрастает уровень требований, которые предъявляются к работникам данной индустрии, в том числе касающихся владения информационными технологиями.
Информация является одним из элементов туристической деятельности, так как именно с её помощью турист получает знание о предлагаемых ему услугах. Изречение «кто владеет информацией – тот владеет миром» крайне актуально для туристической сферы. Современный турист, прежде чем найти какую-либо компанию, которая предложит ему перечень необходимых услуг обращается к сети Интернет. Информационные технологии позволяют не только найти необходимого туроператора, но и просмотреть интересующие маршруты, представить визуально то место, куда турист желает направиться, от данного визуального представления зависит выбор необходимого туроператора или турагента. Кроме того, Интернет позволяет посмотреть отзывы о туристическом агентстве или туристическом операторе и сформировать на основании данной информации примерное представление о качестве оказываемых услуг.
Туризм является информационно-насыщенной деятельностью, что связано со спецификой предоставляемой услуги. Товар туризма, как правило, приобретается заблаговременно, на основании лишь общих представлений о продукте. Турист может никогда не видеть Париж, но примерно представлять маршрут движения, характеристики продукта, который приобретает.
В данном случае продукт всегда покупается вдали от места потребления, что также обуславливает его специфику. Покупатель ориентируется лишь на изображение, описание, наличие сайта или приложения, их визуальный вид и функционал.
Необходимость применения информационных технологий также обуславливается постоянной конкуренцией между различными туристическими агентами и туристическими операторами. Именно поэтому компаниями разрабатываются различные приложения, информационные сайты, где была бы подробно освещена не только ценовая политика, но и тот продукт, который предоставляется туристической компанией. Кроме того, многие сайты предусматривают систему бронирования туристических услуг, различный уровень доступа к ним. Интернет позволяет получить различную справочную информацию по рассматриваемому вопросу, что облегчает для туриста выбор продукта.
Рисунок 1. сновные тенденции развития информационных технологий в туризме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Информация, необходимая для функционирования туристической компании
В сфере туристической индустрии постоянно используются компьютеры, устройства, с помощью которых компания управляет резервированием, учитывая посетителей, распределяя места, инвентарь, контролируя поставки питания и пр. Таким образом, задача информационных технологий заключается не только в обмене информации между туристам и туристической компании, но и в возможности использования информационных ресурсов для обеспечения деятельности организаций.
Туристическую информацию можно представить в виде следующих уровней:
- туристическая индустрия всего мира или крупного региона;
- туристическая индустрия отдельной страны;
- туристическая индустрия отдельного региона;
- туристическая индустрия конкретного предприятия.
Информационные технологии также необходимы для управления туристической организацией. Так, различные базы включают в себя процедуру регистрации, сбора, хранения, передачи информации клиентам, алгоритмы принятия управленческих решений. На сегодняшний день компьютерные системы представлены техническим, программным, информационным, организационным, правовым и эргономическим обеспечением.
Информационные системы туристической деятельности
За последние годы туристическая деятельность была существенно преобразована, что привело к внедрению информационных систем в деятельность туристических операторов и туристических агентов. На сегодняшний день успешное функционирование отрасли туризма невозможно без информационных технологий. Система бронирования, расчётов и счетов, оформление билетов, справочной информации требует наличия общедоступных баз данных, которые облегчили бы работу в данной сфере. Кроме того, обеспечение туристических услуг предполагает высокие требования к применяемой сфере. Так, приложения должны быть доступны для скачивания клиентам, а функции сайта понятны. Туристическая деятельность требует постоянного выхода в интернет, для того чтобы постоянно контактировать с клиентом. Это достижимо только при использовании в туризме современных информационных технологий.
Все программы, которые используются в сфере туризма, классифицируются на несколько групп:
- Обеспечивающие технологии. Это категории технологий, которые обеспечивают реализацию операций и информационных процессов, связанных с необходимостью обработки, передачи и хранения формации. Они не специализированы и могут использоваться в различных областях, то есть не только в сфере туризма. К ним относится популярные программы по обработке текста, по работе с электронными таблицами, базами данных, технологии мультимедиа и т.д.
- Функциональные технологии. Это технологии, которые обеспечивают обработку информации в конкретной сфере, то есть в сфере туризма. Например, имеются специальные технологии бронирования, автоматизации турфирм и туристических компаний, электронная коммерция, различные мобильные приложения, которые позволяют облегчить деятельность туристической индустрии.