Понятие гостиничных цепей
Гостиничная цепь (сеть) - это объединение гостиничных предприятий, обладающих одинаковым уровнем сервиса, предоставляющих идентичный набор услуг, оформленных в одном дизайнерском решении и принципами работ с клиентами.
Знакомство с одной гостиницей, входящей в цепь дает возможность представить образ. Данные предприятия имеют единый административный центр, разрабатывают и добиваются единства в стандартах материально-технического оснащения и услуг отелей. Цепи могут быть представлены гостиницами одной или нескольких стран, то есть быть национальными или международными.
Следует отметить, что современная гостиничная индустрия представлена более 100 гостиничных цепей, общее количество номеров которых включает 2 000 000 единиц.
Объединение предприятий индустрии размещения в гостиничные цепи способствует продвижению высокого уровня сервиса. Любая гостиничная цепь может дифференцировать входящие в нее предприятия согласно местоположению предприятия. Например, одна и та же гостиничная цепь может быть представлена курортной гостиницей, бизнес-отелем и прочее.
Предприятия, объединенные в цепи, могут и не принадлежать сети. Считается допустимым назначение собственных владельцев, а участие в данной организации закрепляются договорами аренды, франшизы и прочее, что положительно влияет на показатели загрузки.
Значение международных гостиничных цепей, достаточно велико как и для индустрии туризма, так и для всех сопутствующих отраслей экономики. Например, крупным гостиничным сетям могут принадлежать централизованные снабженческие организации, обучающие центры, фабрики осуществляющие ремонт и производящие мебель и прочее.
Принципы организации гостиничных цепей
С 1950-х гг. принципы управления гостиницами в гостиничном бизнесе представлены различными моделями.
Первая модель — модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Под его именем работают достаточно большое количество высококлассных отелей. Главной особенностью его предприятий – это европейские традиции изысканности и аристократизма.
Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кеманси Уильсона (гостиничная цепь «Холлидей инн»). В расках данной модели предполагается повышенная гибкость при удовлетворении потребностей туриста в сочетании с соответствием достаточно высокому уровню сервиса.
Существут определеннее критерии к предприятиям гостиничного типа, входящих в цепь, работающей по этой одели:
- единство архитектурного стиля и интерьера;
- общие обозначения и информация для рынка туруслуг;
- просторный и функциональный холл;
- быстрая процедура регистрации и расселения клиентов;
- комплекс номеров, предназначенных для постоянных клиентов;
- завтрак «шведский стол»;
- работающий конференц-зала с оборудованием;
- гибкая система тарифов;
- единое управление, маркетинг и служба коммуникации.
Следует отметить, что 50% гостиничных предприятий в мире работают согласно принципам второй модели.
Третья модель — «независимые» гостиничные цепочки. В рамках данного пункта гостиницы работают под единой торговой маркой и имеют ряд одинаковых признаков, но при этом в них не предусмотрено строгое соответствие определенным стандартам услуг и сервиса.
Предприятия — участники цепи — обязаны периодически вносить установленный платеж за членство в единый фонд. Общий бюджет рекламу торговой марки и работу общей маркетинговой службы. При этом финансово-экономическая и управленческая самостоятельность в полном объеме предоставляется каждой отдельно взятой гостинице. Известны случаи, когда принцип организации гостиничной цепи соответствует первой и второй модели.
При вступлении в цепь предприятие не всегда становится собственностью сети. В современной туриндустрии широкое распространение получили договора-франшизы. Принцип работы на основе такого договора заключается в том, что гостиничные цепи (франшизодатели) предоставляют возможность отелю использовать торговую марку, техническую и коммерческую информацию, автоматизированные системы бронирования, техническую помощь, условия для подготовки и переподготовки кадров. Франшизная гостиница выплачивает при этом установленную денежную компенсацию.
Преимущества гостиничных цепей
Положительное влияние гостиничных цепей на туриндустрию выражается следующими пунктами:
- Приобретение больших партий товаров и услуг по оптовой стоимости. Это обусловлено тем, что владелец цепи осуществляет контроль над несколькими объектами, что вызывает необходимостьв совершении крупнооптовых закупок и реализовывать членам цепей онащение для номерного фонда, комплектующие, моющие и чистящие средства, оборудование для связи и прочее по ценам ниже рыночных.
- Человеческие ресурсы. Один из принципов существования цепи совместная подготовка и переподготовка специалистов гостиничного бизнеса, что существенно снижает издержки каждого участника цепи . Помимо этого, нахождение в цепи предоставляет возможность ее членам привлекать к работе высокооплачиваемых специалистов - экспертов в своих областях, оплатить услуги которых сможет позволить себе не каждая гостиница.
- Продвижение и реклама. Гостиничные сети организуют совместную рекламную кампанию для продвижения своей продукции на рынок туруслуг и предоставляет возможность ее членам распределять между собой издержки на продвижение. Следует выделить, что торговый бренд цепи является дополнительной рекламой.
- Бронирование. Централизованная система бронирования способствует объединению усилий между отдельными ее участниками. Это выражается в том, что значительное количество резервирований, которые уйти к друим отелям, распределяются между гостиницами, находящимися в одной цепи.
- Финансирование. Объединению предприятий легче получить необходимое финансирование нежели одному отелю. Цепи легче мобилизовать капитал и направить его на расширение или повышение эффективности своей работы.
- Централизованная система бухгалтерского учета, маркетинговые исследования, строительство и операции с недвижимостью. Персонал, занятый в этих сферах, может обслуживать все гостиницы, входящие в цепь, что значительно сокращает соответствующие расходы каждого члена цепи в отдельности.