Экономические методы управления качеством
Экономические методы управления качеством представляют собой способы, средства и условия, которые побуждают работников, а также коллективы и организации обеспечивать необходимый уровень качества и систематически повышать его.
Экономические методы управления качеством:
- Финансирование сферы, в том числе посредством привлечения кредитов, займов и инвестиций.
- Проведение расчетов в хозяйственной сфере, калькуляции себестоимости, расчета затрат и прибыли.
- Бизнес-планирование, в том числе новых, модернизированных видов услуг, с учетом международных требований и стандартов.
- Ценообразование с учетом издержек и цен конкурентов.
- Формирование стимулирующих экономических фондов, в том числе в каждой организации может быть сформирован фонд поощрения и премирования за качество продукции, а также за модернизацию используемых технологий.
- Применение экономических мер поощрения за труд, в том числе с учетом вклада каждого работника.
- Использование экономических мер воздействия в отношении третьих лиц, в том числе в отношении поставщиков.
Одним из самых действенных методов экономического стимулирования является выплата премии или повышение зарплаты. В случае материального поощрения от работников можно ожидать повышения отдачи на работе, более ответственного отношения и большего энтузиазма, в результате чего повышается качество производимой продукции. Подобный подход применим и к туристской сфере. Однако высокая эффективность труда не всегда соответствует высокой зарплате сотрудника.
Труд может стать более эффективным, если компания дифференцированно подходит к вопросу оценки труда своих работников, не допускает уравнительности при определении зарплаты сотрудников, а также субъективного подхода к оцениванию их работы.
Реализация экономических методов управления качеством может увеличить рост покупательской способности населения (так как повышается зарплата работников), а также способствовать повышению качества продукции, что также, в целом, положительно отражается на процессе производства.
Рисунок 1. Качество туристической услуги и потребности современного клиента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Виды экономических методов управления качеством продукта в туристской сфере
Экономические методы управления качеством в туристской деятельности следующие:
- Финансирование туристской деятельности.
- Составление и планирование бюджета туристских организаций.
- Экономическое стимулирование клиентов к приобретению туристской продукции, а также стимулирование поставщиков услуг к сотрудничеству.
- Планирование и ценообразование туристского продукта, учитывая общее качество туристской продукции.
- Мотивация сотрудников, задействованных в производстве туристской продукции.
Требования к качеству туристских услуг устанавливаются национальными стандартами, а также нормами действующего законодательства. Закон определяет требования, которые обязательны к выполнению всеми субъектами хозяйственной деятельности, в том числе туристскими. В частности, имеются ГОСТы, которые регламентируют качество туристской продукции.
Основная специфика экономических методов управления заключается в воздействии на интересы и потребности людей, ориентировке сотрудников на выполнение определенных задач и вознаграждение за их надлежащее выполнение. От качества оказываемых услуг зависит развитие местного и международного направления деятельности. Чем больше взаимоотношений с другими организациями, тем лучше авторитет организации на международном рынке.
Туристские фирмы, анализируя экономические показатели, также уделяют большое внимание анализу своих слабых и сильных сторон, в том числе оценивая специфику конкурентной борьбы и разработки средств, благодаря которым предприятия могут вести успешную борьбу на рынке туристских услуг, обеспечивая себе будущий успех. При выявлении экономических проблем в деятельности организации необходимо их не только тщательно сформулировать, но и оценить, дать проблеме ранг (составить «проблемное поле»), после чего предпринять действия по разрешению имеющихся проблем.
Проблемы управления качеством туристической услуги
Успешная деятельность многих туристических предприятий, которые максимально повышают качество оказываемых ими услуг, позволяет им успешно конкурировать с другими предприятиями. Учитывая уровень постоянно повышающейся конкуренции, использование только ценового фактора уже не позволяет продвигаться организациям.
В теории экономические проблемы в туристской сфере изучены пока что недостаточно, имеется ряд спорных и проблемных вопросов. Это, например, теоретические и прикладные аспекты оценки качества туристской продукции, процесс рыночной трансформации экономики, ряд иных узловых вопросов.
Разработка систем анализа качества должна отвечать методам управления качеством. Требования к системе управления туристской организацией обусловлены связью сотрудников и структур друг с другом, с протекающими процессами управления качеством. Политика в области качества в конкретных туристских организациях также должна отвечать их целям, интересам, должны поощряться нововведения и инновационные подходы.
Часто компании, которые предоставляют услуги, рекламируют не только свою продукцию, а также своих служащих. Таким образом, услуга позиционируется не только для потребителей, но и для работников компании, напоминая им от том, что потребители ждут от них высокого качества производимых товаров.