Сущность стратегического управления
Стратегическим управлением является такой процесс управления предприятием, который опирается на человеческий потенциал организации как её основу, ориентирует производство в соответствии с запросами потребителей, при этом реагирует и проводит изменения в соответствии с изменениям потребностей рынков.
Объектом стратегического управления являются предприятия, организации, зоны предприятия и его подразделения. Предмет же стратегического управления всегда прямо связан с целями предприятия.
Стратегическое управление несёт в себе ответы на следующие вопросы:
- какого положение предприятия на рынке;
- какого положения оно хочет добиться через определённый период времени;
- какие меры необходимо предпринять для достижения поставленной цели.
В решении данных вопросов помогает информация содержащая данные производства, а также анализ таких данных по годам, определение желаемых целей предприятия и выбор соответствующих мер отталкиваясь от доступных ресурсов, управленческой системы, организационной структуры, кадрового потенциала, причём на этапе выработки мер.
Функции стратегического управления
Основными функциями стратегического управления предприятием являются:
- выработка стратегии,
- организация её реализации,
- координация реализации стратегии,
- мотивация на достижение планируемых результатов,
- контроль за выполнением стратегии.
Планирование имеет функции составления прогноза развития и определение стратегии в соответствии с выбранными целями. Целью составления прогноза является предвидение перспектив и оценка рисков. На основании данных анализов определяются возможные перспективы развития, и разрабатывается стратегия.
Организация реализации – это создание потенциала организации, согласование с выбранной стратегией систем предприятия, формирование корпоративной культуры направленной на поддержание стратегии.
Координация заключается в согласовании соответствующих стратегических решений на разных уровнях, а также их объединение в комплексы задач.
Мотивация связана с системой определения стимулов побуждающих персонал к достижению поставленных целей.
Контроль – процесс непрерывного наблюдения за реализацией стратегии. Он определяет опасности, выявляет отклонения от нормы и ошибки.
Проблемы стратегического управления
Наряду с объективными преимуществами, которые даёт стратегическое управление, оно несёт в себе и явные недостатки.
Стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего состояния организации, т.к. основывается на желаемых целях и потенциальных способах их осуществления.
Стратегическое управление не может быть сведено к определённому набору процессов и схем. Оно не имеет какой-либо теории и, во многом, основывается лишь на теоретических знаниях и опыте людей участвующих в принятии решений и выработке стратегии. Стратегическое управление не является наукой, это, скорее, философия ведения бизнеса, симбиоз интуиции и искусства ведения бизнеса.
Процесс стратегического управления требует мобилизации большого количества ресурсов, а также большого промежутка времени для достижения видимых результатов. Сам план должен быть максимально гибким, с целью своевременной реакции на возможные изменения.
Ошибки стратегического предвидения являются практически недопустимыми, так как в условиях создания нового товара, последствия таких ошибок могут быть катастрофическими.
И наконец, стратегическое управление в первую очередь, это процесс реализации стратегического плана. Однако основной упор, зачастую, делается на стратегическое планирование. А это задачи, отвечающие разным критериям и требующие мобилизации различных ресурсов.