Сущность стратегического управления
Сам термин «стратегическое управление» был введен в научный оборот относительно недавно – в 60-70 гг. прошлого столетия. На тот момент его основной целью выступало разграничение управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Со временем интерес к данному направлению вырос, однако единого подхода к его трактовке и определению не сложилось до сих пор.
Одни ученые рассматривают стратегическое управление как процесс определения взаимодействия компании с ее окружением, которое находит свое отражение в использовании выбранных целей. Данный процесс направлен на достижение желаемых результатов посредством распределения находящихся в распоряжении компании ресурсов согласно установленному плану действий.
Другие ученые отождествляют стратегической управление с процессом установления долгосрочных направлений развития компании, его специфических целей, а также развитием стратегий их достижения в рамках всех возможных внешних и внутренних обстоятельств.
В общем виде стратегическое управление может быть определено в качестве управленческой деятельности, непосредственно связанной с постановкой целей и задач развития бизнеса на основе поддержания взаимоотношений между компанией и ее окружением, соответствующих внутренним возможностям фирмы и позволяющим добиться поставленных целей развития.
Стратегическое управление как процесс имеет свой объект и субъект воздействия. Объекты стратегического управления делятся на три типа, в частности к ним относятся:
- организации, предприятия, фирмы;
- бизнес-единицы (стратегические хозяйственные подразделения);
- функциональные зоны хозяйствования.
Предметная зона стратегического управления весьма обширна и включает в себя целых комплекс проблем. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Проблематика стратегического управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, предмет стратегического управления сводится к решению задач, связанных с долгосрочным развитием организации в различных направлениях ее деятельности.
Организация процесса стратегического управления предполагает необходимость прохождения ряда этапов, начиная от аналитической проработки внутреннего потенциала бизнеса и его внешнего окружения и заканчивая определением механизмов и инструментов контроля и оценки эффективности стратегического развития. Предопределяющую роль во всем этом играет выбор и формирование стратегии.
Основными принципами стратегического управления считаются перспективность, приоритетность, реализуемость и комплексность. Сам по себе процесс стратегического управления является весьма сложным и реализуется на различных уровнях иерархии. Рассмотрим их более подробно.
Иерархическая структура стратегического управления
Стратегическое управления затрагивает все сферы деятельности организации и предполагает необходимость своей реализации на четырех базовых уровнях:
- корпоративный;
- деловой;
- функциональный;
- операционный.
На каждом из этих уровней в рамках стратегического управления бизнесом решаются свои специфические задачи и формируются особенные стратегии. Их общая типология представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Иерархия формирования стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наивысшим уровнем стратегического управления считается разработка общекорпоративной стратегии развития организации. Она предполагает определение общего курса развития бизнеса и его характер. Иначе корпоративную стратегию принято называть портфельной.
Корпоративные стратегии описывают общее направление развития производственно-сбытовой деятельности компании и показывают, каким образом следует управлять различными видами бизнеса для того, чтобы достичь баланса портфелей товаров и услуг.
Корпоративные стратегии делятся на стратегии роста и сокращения. Стратегии роста, в свою очередь, могут быть ориентированы на концентрированный, интегрированный или диверсифицированный рост. Каждая из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Нередко для различных стратегических зон хозяйствования формируются различные портфельные стратегии.
Второй уровень стратегического управления ориентирован на разработку деловых стратегий. Иначе их принято называть бизнес-стратегиями.
Деловые стратегии ориентированы на обеспечение бизнеса долгосрочными конкурентными преимуществами. Как правило, они отражают способ участия бизнеса в конкурентной борьбе, в виду чего их также называют конкурентными стратегиями.
Согласно классическому подходу конкурентные стратегии делятся на три вида: лидерство в продукте, лидерство в цене и фокусирование. Согласно другому подходу конкурентные стратегии могут быть наступательными и оборонительными. Так или иначе, все они определяют то, каким образом и за счет чего фирме следует конкурировать на рынке с другими его игроками.
Третьей ступенью стратегического управления считается разработка стратегий функционального типа, которые предназначены для реализации стратегий более высшего порядка. Как правило, они разрабатываются для каждой отдельной службы и затрагивают такие направления, как производство, ценовая политика, сбыт и продвижение, персонал, и пр.
В сущности, функциональные стратегии описывают тактические действия по улучшению маркетинг-микса товара или услуги, то есть формируются в соответствии с инструментарием маркетинга.
Три выше описанных уровня стратегий формируют базовую иерархическую структуру стратегического управления. Корпоративная стратегия состоит из ряда деловых стратегий, реализация которых обеспечивается посредством стратегий функциональных.
В некоторых случаях в отдельную группу выделяют операционные стратегии, характеризующие низший уровень стратегического управления. В общем виде под ними принято понимать деятельность по разработке и использованию производственных систем, посредством которых обеспечивается производственный процесс.