Частный сектор в Китае
Темпы конвертации власти в собственность в Китае в конце прошлого века были умеренными. В АПК создавались коллективные хозяйства и в 1988 г. экономическая система страны стала многоукладной, включив в себя рыночные элементы.
Следующий шаг – это конвертация государственной собственности в частную. Предприятия государственной формы собственности в период 11-й и 12-й пятилетки становились частными.
Статус частной собственности в АПК никаких гарантий не давал и в кратчайшие сроки мог быть упразднен по причинам неэффективности.
Такая ситуация наблюдалась до конца 2000-х годов. К этому времени власти Китая окончательно убедились в том, что частная собственность благотворно влияет на развитие АПК страны.
К тому же прибыльность государственных предприятий была значительно ниже частных. В стране с 1999 г. действует Закон о предприятиях. Согласно этому закону 450 частных фирм имели право самостоятельного ведения экспортно-импортных операций. Ранее это могли сделать только крупные государственные организации. Частный сектор прирост давал за счет волостных и поселковых предприятий, перешедших в данную категорию.
Примерно пятая часть крупномасштабных промышленных компаний в 2001 г. являлись частной собственностью. В это время в стране работало более 6 млн. индивидуальных учреждений и более 1 млн. частных. Около 30 млн. индивидуальных хозяйств насчитывалось уже в 2003 г.
Самые крупные частные предприятия в 2009 г. продукции произвели на общую сумму 4,74 трлн. юаней, что было на 15 % больше, чем в 2008 г.
Частный сектор экономики Китая по итогам 2013 г. давал уже более 60 % ВВП, а количество, частных предприятий, официально зарегистрированных, составило более 12 млн., более 44 млн. насчитывалось индивидуальных хозяйств.
Данные факты говорят о том, что важной составляющей структуры собственности является частный сектор, который в подъеме китайской экономики играет большую роль.
Частная собственность в Китае находится под защитой закона, принятого в 2007 г. Закон подтверждает права индивидуальных предпринимателей и утверждает неприкосновенность имущества.
Земля в стране остается собственностью государства и ее можно только арендовать, но по закону можно продлевать срок аренды автоматически, есть положения о возможности наследования этих прав и даже в отдельных случаях допускается частная собственность на землю.
Государственный сектор Китая на сегодняшний день меньше частного. Исключение составляют крупные перерабатывающие предприятия, связанные с зарубежными компаниями и являющиеся поставщиками сырьевых ресурсов.
Сильные и слабые стороны различных форм собственности
Профессор университета Цуй Чжиюань, считает, что смешанная модель государственного и частного секторов экономики очень перспективна, способствует развитию бизнеса и дает возможность переориентироваться на внутренний спрос. Эта модель также сокращает зависимость от экспорта и неравенство между городом и деревней. В стране с 2010 г. обсуждаются реформы отношений частных инвесторов с государственными учреждениями.
Суть проблемы заключается в небольших размерах частных предприятий, которые не желают присоединяться к государственным компаниям, дабы избежать подчинения. Поэтому частные фирмы с государственными не стремятся сотрудничать. Некоторые меры в 2012 г. были введены Госсоветом страны. Направлены они были на поощрение частных инвестиций в государственные организации. Так, например, для крупных государственных предприятий был введен временный запрет на диверсификацию своего капитала, частным учреждениям дали право на образование промышленных групп для инвестирования в госсобственность.
Для выполнения задач по производственному росту государственные предприятия вынуждены обращаться к частному капиталу, а увеличивать суммы имеющихся банковских кредитов они не имеют права.
До 2014 г. в Китае был только один частный банк, а в 2014 г. комиссия по регулированию банковской деятельности одобрила вариант создания 5 частных банков. Цель – сделать доступ к кредитам для малого бизнеса более простым. Частные банки для экономической системы являются нововведением, общая цель которых поддержка реальной экономики Китая.
Рисунок 1. Банковская система Китая. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 2014 г. негосударственные компании Китая заключили большое количество сделок, объем которых увеличился на 48 %. Сделки заключались в Азии, исключение составила Япония.
Частный сектор в экономике Китая показывает высокие темпы развития. На начало реформ в 1978 г. на государственный сектор приходилось 78 % ВВП, а на частный сектор приходилось только 22 %.
Картина изменилась к 2008 г. на противоположную. Частный сектор Китая является важным источником финансовых поступлений, кроме этого он обеспечивает более 50% инновационной деятельности, создает 80% рабочих мест и более 90% новых рабочих мест в городах страны. Его роль в содействии экономическому росту возрастает, он обеспечивает удобства населению и сохраняет социальную стабильность.
Китайская экономика в 2021 г.
Экономика, ориентированная на рынок, появилась в Китае в конце 70-х годов, а сегодня она является крупнейшей экономикой мира.
Китай стал в 2010 г. большим мировым экспортером. Реформы, которые осуществлялись постепенно, начались с коллективизированного сельского хозяйства. Продолжились они через постепенную либерализацию цен, финансовую децентрализацию, создание разнообразной банковской системы, быстрого роста частного сектора, повышение открытости к инвестициям и внешней торговле.
Нацелившись на мировое лидерство и глобальную конкуренцию, Китай в последние годы возобновил поддержку государственных предприятий.
Китай в июле 2005 г. переоценил курс юаня и пошел в сторону оценки его обменного курса относительно корзины валют. Но, фактически обменный курс оставался привязанным к доллару до 2010 г.
Объемы промышленного и сельскохозяйственного производства в долларовой стоимости превышают аналогичные показатели США. По совокупной стоимости сектора услуг Китай стоит на втором месте тоже после США.
Однако доход на душу населения остается пока ниже среднемирового. При высокой доле промышленности структура ВВП остается стабильной и в сельском хозяйстве прирост добавленной стоимости за 2021 г. составил 7,1 %.
В сфере промышленности и услуг показатели одинаковые и составили 8,2 %. За два последних года усредненный показатель в промышленности был на отметке 6,1 %, а прирост добавленной стоимости в обрабатывающей отрасли равнялся 9,8 %.
Высокими были показатели роста в высокотехнологичных отраслях – это промышленная роботизация, микросхемы, вычислительная техника, специализированное машиностроение.
За 11 месяцев 2020 г. прибыль крупных предприятий выросла на 38 %, а ее усредненный показатель за два года составил 18,9 %.
Увеличивались инвестиции в основные фонды за год на 4,9 %, и по итогам двух лет увеличение произошло на 3,9 %.
Инвестиции в сельское хозяйство выросли на 9,1 %, в промышленность на 11,3 %, в сферу услуг на 2,1 %.
По итогам года индекс потребительских цен составил 0,9 %. Дешевле стали некоторые продукты, например, свинина подешевела более чем на 30 %, продовольствие и напитки на 0,3 %.
За ушедший год было создано 12,7 млн. новых рабочих мест.
Развивалась в течение года и внешняя торговля Китая. Экспорт Китая в долларах США вырос на 30 % и почти достиг отметки 3,4 трлн. долларов. Импорт тоже вырос и достиг 2,7 трлн. долларов.
Предметами экспорта являются изделия машиностроения и электроники, выросла стоимость вывоза редкоземельных элементов. В импорте преобладают закупки зерновых и зернобобовых, растительное масло, руда, концентрат железа и меди, энергоносители. Увеличился импорт природного газа на 22 %.
Таким образом, за прошедший год наблюдалось некоторое снижение темпов экономического роста, что является во многом естественным, к тому же на это оказали свое влияние мировые процессы.