Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методика
курсовой работы
для студентов, обучающихся
по программе высшего образования
по направлению
«Регионоведение России»
(бакалавриат)
Структура работы: введение, две главы (в каждой по 2-3
параграфа), заключение, список литературы, приложения
Введение
Актуальность
Проблема
Степень разработанности проблемы
Объект
Предмет
Цель
Задачи
Теоретико-методологическая база исследования
Методы исследования
Научная новизна
Практическая значимость
Определение объекта и предмета
ОБЪЕКТ это то, на что направлено
исследование (область научных
изысканий, в пределах которых
выявлена и существует указанная
ПРЕДМЕТ – это то,
проблема.
что изучается в объекте
Это система закономерностей, связей, (часть системы или
отношений, видов деятельности,
процесс, протекающий
процессов и явлений в рамках
в системе, аспект или
которой возникает проблемная
точка зрения,
ситуация)
с которой познается
целостный объект)
Место России в мировом рейтинге ИРЧП
• Объект: индекс развития человеческого
потенциала как комплексный показатель
развития человека в странах и регионах мира
• Предмет: индекс развития человеческого
потенциала России в структуре мировых
рейтингов
• Цель: исследование условий, факторов и
динамики индекса развития человеческого
потенциала в России в сравнении с другими
странами мира
Правильная формулировка темы
Задание: определите объект и предмет
исследования
Содержание
Введение
1. Методологические основы исследования ИРЧП
1.1.Развитие человеческого потенциала как системный показатель
развития стран и регионов
1.2. Система оценки ИРЧП (проблемы рейтингования)
1.3. Тенденции развития ИРЧП
2. Развитие человеческого потенциала в России
2.1.Россия в системе мировых рейтингов ИРЧП (динамика,
сравнительный анализ) (карта)
2.2. ИРЧП в регионах России (карта)
2.3. Условия и факторы развития ЧП в России (Причины отставания
России по ИЧРП)
Заключение
• СКОЛЬКО СТРАНИЦ ?
Как формулировать задачи ?
1. Методологические основы исследования ИРЧП
1.1.Развитие человеческого потенциала как системный показатель
развития стран и регионов
1.2. Система оценки ИРЧП (проблемы рейтингования)
1.3. Тенденции развития ИРЧП
2. Развитие человеческого потенциала в России
2.1.Россия в системе мировых рейтингов ИРЧП (динамика,
сравнительный анализ) (карта)
2.2. ИРЧП в регионах России (карта)
2.3. Условия и факторы развития ЧП в России (Причины
отставания России по ИЧРП)
Задачи:
- анализ развитие человеческого потенциала как
системный показатель развития стран и регионов
- изучение системы оценки ИРЧП и проблем
рейтингования
- выявление тенденций развития ИРЧП
- определение места России в системе мировых рейтингов
ИРЧП
- проведение сравнительного исследования регионов
России по уровню ИРЧП
- определение условий и факторов развития ЧП в России
Постановка цели и задач
ЦЕЛЬ – основное, что собирается сделать студент в процессе
исследования
ЗАДАЧИ
1) выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование
сущности, природы, структуры изучаемого объекта
2) анализ реального состояния предмета исследования, динамики,
внутренних противоречий его развития во времени и пространстве
3)изучение возможностей и способностей преобразования предмета
исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки
4) разработка направлений, путей и средств повышения эффективности
(совершенствования) исследуемого явления, процесса, выявление
проблем управления исследуемым объектом (предметом), т.е.
практический аспект работы
Задач в исследовательской работе не должно быть много и они должны
последовательно решаться в разделах работы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
Степень важности темы на данный момент времени
ВЫВОД ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
Определение проблемы
Поиск противоречия
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Задание: найдите противоречие, определите
научно-практическую проблему
Задание: найдите противоречие, определите
научно-практическую проблему
«Размещение, проблемы и перспективы
развития сельского хозяйства России»
Определить самостоятельно:
Актуальность ___________________________
Объект _________________________________
Предмет ________________________________
Цель ___________________________________
Основные задачи:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
4.______________________________________
«Размещение, проблемы и перспективы развития
транспортного комплекса России»
Определить самостоятельно:
Актуальность ___________________________
Объект _________________________________
Предмет ________________________________
Цель ___________________________________
Основные задачи:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
4.______________________________________
Степень разработанности проблемы
Ответ на вопрос: кто и когда изучал вашу тему?
(основная и смежные области знания)
Важно!
• Проанализировать, обобщить, классифицировать (если
возможно) и написать краткие выводы (0,5-1 стр. во
введении).
• Понять, что еще не изучено, какие новые противоречия и
проблемы появились.
Что анализировать?
Монографии, диссертации, научные статьи, аналитические
материалы .
Во введении отмечается источниковая база исследования:
материалы статистики, исследований, нормативноправовые документы, концепции, программы развития
Основные теоретикометодологические подходы
Системный подход
Структурно-функциональный подход
Диалектический подход
Обеспечивают научную и методологическую
непротиворечивость, целостность, логичность
исследования
Основные методы исследования
Методология (логика, законы, теории науки)
≠ Методы (способы)
Общенаучные методы
анализ, синтез, сравнение (сходство и различие), индукция
(от частного к общему) и дедукция (от общего к частному),
аналогия и моделирование, абстрагирование и
конкретизация, системный анализ, гипотетический метод,
наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые
исследования.
Методы в конкретной отрасли науки
См. методы исследования в регионоведении.
ЗАДАЧА студента – правильно выбрать методы (способы
научного познания объекта и предмета)
Что надо учитывать в
исследовании?
Многофакторность
Контекст (исторический, социокультурный и др.)
Динамичность (тенденции, закономерности)
Доказательность выводов
Связь теории и практики
МНОГОФАКТОРНОСТЬ
Внешние
Внутренние
Макро - Объективные
Мезо Субъективные
Микро -
Внутренняя
среда
Макро
Мезо
Политические
Экономические
Культурные
Микро
др. факторы
объект
СУБЪЕКТИВНЫЕ
ОБЪЕКТИВНЫЕ
Внешняя среда
Политические
Экономические
Культурные и др.
Региональные особенности
Задание: определите факторы
Региональные особенности
Задание: определите факторы
Региональные особенности
Задание: определите факторы
Региональные
особенности
Задание:
определите
факторы
Региональные особенности
Задание: определите факторы
Контекст и динамичность
Динамика
показатели
показатели
показатели
объект
Контекст
Контекст и динамичность
ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫВОДОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ссылки на исследования,
авторские предположения;
возможно, моделирование
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ссылки на статистику,
анализ практики,
эмпирические
исследования, эксперимент
(в т.ч. авторские)
Базовые понятия
Субъекты и
объекты
Явления,
феномены
Институты
Процессы
Отношения
Взаимодействия
Группы
Механизмы
Индивиды
Факторы
Определение понятия
РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ +
СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Регион ( лат: regio - «страна», «область»)
определённая территория, обладающая целостностью
и взаимосвязью её составных элементов.
Что обеспечивает целостность?
Какие элементы? Как они связаны?
________________________
ЗАДАНИЕ: Определите понятие «регион» в
зависимости от темы исследования
• Тема: Социокультурные особенности региона
• Тема: Экономические особенности региона
• Тема: Политические особенности региона
Операционализация понятий
(приведение понятия к измеряемому виду)
Это позволяет работать с понятием на
практическом уровне, оперировать им при
решении конкретных аналитических и
прогнозных задач.
Процедура операционализации:
1. Выделение частей понятия (переменных)
2. Перевод исходного понятия в показатели
3. Определение единиц измерения.
4. Определение методов сбора искомых данных.
ПРИМЕР операционализации понятий
(приведение понятия к измеряемому виду)
Тема: Социальное развитие региона (на примере…)
Базовое понятие: Р. - определённая территория, обладающая
целостностью и взаимосвязью её составных элементов
Особенность предмета: социальное развитие.
Рабочее определение м.б.: регион – территория, обладающая
целостностью и взаимосвязью социальных факторов и условий ее
развития.
Социальные факторы ______________ Индикаторы
- занятость населении ______________ уровень безработицы
- качество жизни __________________ динамика и
структура доходов (расходов)
- уровень развития
инфраструктуры _________________ обеспеченность местами
в школе, д/с, больнице, дороги и др.
Задание:
операционализируйте понятия:
1) Тема: Регион как природно-географическая система.
Переменные ______________________________
Показатели _______________________________
Методы сбора данных ______________________
2) Если показателями являются:
антропогенная нагрузка на территорию,
уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод
то, регион, скорее всего, рассматривается как _____________
Зачем Вы все это писали?
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная новизна
Что сделано (проанализировано, выявлено, доказано)
лично автором по теме работы.
Элементы новизны:
новый объект (или предмет) исследования, т.е. рассматривается впервые
(или ранее редко рассматривался);
новая постановка известных проблем или задач (например, приняты
новые условия, факторы);
новый контекст исследования ранее исследованных объектов и
предметов;
новый метод решения или новое применение известного решения или
метода;
новые следствия из известной теории в новых условиях;
новые результаты эксперимента, их следствия;
новые или усовершенствованные критерии, показатели и их
обоснование;
разработка оригинальных математических моделей процессов и
явлений, полученные с их использованием данные.
Практическая значимость
Прикладное значение работы, возможности его
использования в практике деятельности в
образовательном процессе, в дальнейших прикладных
исследованиях
Элементы практической значимости:
• предложения по решению проблемы;
• предложения по совершенствованию исследуемой
деятельности;
• материалы работы (модели, алгоритмы, концепции и
т.п.);
• выводы и рекомендации.
Наиболее частые ошибки
1.
2.
3.
Несоответствие названия объекту и предмету исследования.
«Двойственность» цели, несколько целей, несоответствие теме.
Компилятивность; неумение студента анализировать и
систематизировать чужие исследования, неумение выделить
главное для своей работы.
4. Неумение студента обосновать собственную позицию путем
использования результатов исследований других авторов.
5. Нелогичность работы.
6. Задачи не решены и не соответствуют материалам разделов
работы.
7. Отсутствие трактовки основных понятий. Отсутствие единой
понятийной базы и категорий, которыми оперирует студент.
8. Избыточность материала (много лишнего материала).
9. Необоснованность выводов (неумение оперировать фактами,
цифрами).
10. Напишите свои ошибки ________________________________
Условия допуска к защите
• Текст работы сброшюрованный и правильно
оформленный (см. Требования к оформлению)
• Справка «Антиплагиат» – оригинальность
(авторский текст) не менее 70%
• Отзыв научного руководителя
Защита работы
• Публичная (комиссия 2-3 человека)
• Доклад 7-10 минут
• Презентация
Примеры критериев оценки
Целостность
• проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована -4
• проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно
обоснованы -2
• постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют -0
• объект, предмет, цели и задачи соответствуют теме и содержанию
работы-4
• наблюдается все или одно их несоответствий объекта, предмета, цели и
задач теме и содержанию работы -2
• объект, предмет, цели и задачи не соответствуют теме и содержанию
работы -0
Примеры критериев оценки
Коммуникативная компетентность
представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в
соответствии с изученными источниками -3
присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет-2
отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации -1
Информационная компетентность
• на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения,
использованные в практической части -7
• использованные источники позволили провести анализ и выразить
оценочное суждение к материалам (проблеме) -5
• источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна -4
• источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой
терминологии встречаются неточности -3
• источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой
терминологии встречаются неточности -2
• используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на
изученные источники нет -1
Оформление печатных источников и ссылок
1.
2.
3.
4.
Иванов В.С., Спиридонов Г.С. Страны Восточной Европы и ЕС. – М.:
Инфо-Пресс, 2007. – 270 с.
Конкурентоспособность российских регионов / Сидоров И.В.,, Петров
К.Б. – М.: Экономика, 2007. - С.10.
Климов А.И. БРИКС: уже не только саммиты // Международная
жизнь. – 2014. - №10. – С.35-43
Маликова О.И. Трансформация структуры европейского
энергетического рынка: возможности и риски для экономического
роста России // Россия в современной международной системе
координат: новые вызовы и возможности: Сборник статей
международной научно-практической конференции МИГСУ
РАНХиГС /по общ.ред. В.В,Комлевой -. М.: Проспект, 2014. – С.86-90
Оформление электронных источников
1.
Программа развития ООН: Развитие человеческого потенциала в
регионах России в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр
гуманитарных технологий. — 2013.06.17. URL:
http://gtmarket.ru/news/2013/06/17/6014 (дата обращения: 05.10.2014).
1.
Global Launch of 2014 Human Development Report [Электронный
ресурс] URL: http://hdr.undp.org/en/2014-report (дата обращения:
02.12.2014).
2.
Joseph E. Stiglitz. The Age of Vulnerability [Электронный ресурс] URL:
http://www.project-syndicate.org/commentary/economic-failure-individual-ins
ecurity-by-joseph-e--stiglitz-2014-10#dVTCydGK6BXwKBMS.01
(дата обращения: 02.12.2014).
3.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
[Электронный ресурс]. – М.: Большая Рос. энцикп., 1996. – 1
электрон, опт. диск (CD-ROM).
Оформление иностранных источников
Один автор:
1.Armitage, G.C. Development of classification system for periodontal diseases
and conditions / G.C. Armitage // Ann. Periodontal. – 1999. - №1. – P. 1-6.
Несколько авторов:
1.Eggert, F.M. Performance of a commercial immunoassay for detection and
differentiation of periodontal marker bacteria: analysis of immunochemical
performance with clinical samples / F.M. Eggert, M.H. McLeod, G. Flowerdew
// J. Periodontol. – 2001. – Vol. 72, №9. – P. 1201 – 1209.
1.The effect of short-term tooth intrusion on human pulpal blood flow
measured by laser Doppler flowmetry / M.Ikawa, M.Fujiwara, H. Horiuchi et
al. // Arch. Oral Biol. – 2001. – Vol.46, №9. – P.781-788
2.Druker P. People and Performance: The Best of Peter Druker on
Management. – N.Y., 1987. – 134 p.
Иностранные системы оформления литературы
наиболее часто используют стили:
APA, MLA, Гарвардский, Чикагский
Например:
1.Turner, A. (2006), Introduction to Neogeography, O'Reilly Media,
London, 56 p.
При оформлении русскоязычного источника на другом языке после
перевода источника в [квадратных скобках] указывается
транслитерирование русского исходного источника в тех же рамках
оформления в английский язык.
1.Gokhberg, L.M., Kuznetsova, I.A., Yasin, E.G. (2004), "Innovation as a
factor of economic modernization", Structural developments in the
Russian industry ["Innovatsii kak faktor modernizatsii ekonomiki",
Strukturnye izmeneniya v rossiiskoi promyshlennosti], GU-VShE,
Moscow, pp. 37-74.
Описание диссертации, автореферата диссертации
1.Иванов А.А. Название работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013.
2.Сидоров Б.Б. Название работы: дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2010.
Ссылки на архивные источники
1.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф.9412, оп.1, д.
355, л .28.
Государственный архив Челябинской области (ГАЧО), ф. П-2, оп. 1, д. 15.
Текущий архив Управления народного образования Свердловской области,
ф.12, оп. 1, д. 6, л .17.
Нормативно-правовые документы
1.Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002
№ 7-ФЗ: в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, …… от
19.07.2011 № 248-ФЗ), принят ГД ФС РФ 20.12.2001 // Российская газета. 2011. - 2 марта. - С. 2
2.О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления
в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 № 1395 //
Собрание законодательства РФ. - 2003. - Ст. 4660
• Список использованной литературы должен быть выполнен в
соответствии с ГОСТ 7.32.2001 "Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу.
• Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила
оформления" и правилами библиографического описания
документов ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись.
Библиографическое описание".