Понятие страхования фрахта и его элементы
По существующей классификации разновидностей морского страхования каско судов страхование фрахта включено в эту группу страховых правовых отношений.
С точки зрения морского страхования, фрахт является денежным вознаграждением, которое морской перевозчик получает или должен получать за грузовую перевозку.
В такой связи страхование фрахта является страхованием денежной платы (в валюте страхования), взимаемой морской перевозчиком за грузовую доставку. Объектом морского страхования в таком случае является фрахт. Страховым интересом по отношению к объекту морского страхования обладает или грузоотправитель, или морской перевозчик, или они совместно. Эта особенность в возникновении и реализации существующего страхового интереса объяснена условиями оплаты фрахта. В данном случае, когда вся сумма фрахта оплачивается авансом, то страховым интересом обладает отправитель груза. В том случае, когда оплата за грузовую перевозку предусмотрена после выгрузки, то интересом по отношении к фрахту обладает морской перевозчик. Возможна вариация, когда страховой интерес по отношению к фрахту могут иметь совместно и морской перевозчик, и грузоотправитель, что обуславливается порядком денежных расчетов за фрахт, отталкиваясь от определенных условий заключенного договора по фрахтованию.
Помимо этого, в зарубежной практике по международному морскому судоходству сама терминология «фрахт» может использоваться также для обозначения грузовых транзитов. Тогда под страхованием фрахта может пониматься морское страхование грузовых транзитов. В том и заключается двойное толкование фрахта, как объекта морского страхования отталкиваясь определенного смыслового значения, которое вкладывается в это понятие, применительно к определенным договорным отношениям, устанавливаемым по поводу морской грузоперевозки.
Страховой интерес грузовладельца имеет место, когда фрахт по договору морской перевозки груза подлежит оплате при всех условиях, в том числе в случае гибели судна с грузом.
Возмещение по страхованию фрахта
Оплата возмещения по страхованию объявленной посредством страховой суммы денежной величины фрахта гарантирует владельцу груза определенную денежную компенсацию в связи с оплатой (частично или полностью) груза, который предназначен к перевозке морем. Когда фрахт подлежит оплате по грузовой доставке в порт назначения, то такое страхование обеспечивает интересы и грузовладельца, и перевозчика.
Морской перевозчик не получает фрахт, если судно не осуществит доставку груза в порт назначения (к примеру, по причине гибели), а владелец груза будет обязан оплачивать фрахт при доставке груза морским перевозчиком хотя бы в поврежденной форме. На практике считается, что морской перевозчик имеет интерес в страховании фрахта лишь на случай абсолютной гибели всего груза либо его части. Заинтересованность владельца груза в страховании фрахта — при всех остальных последствиях случаев по страхованию, от которых страхуется груз, который предназначен к морской перевозке.
Если страховым интересом обладает морской перевозчик, то фрахт будет приниматься на страхование в таком же порядке, что и судно. Если страховым интересом обладает грузовладелец, то фрахт будет приниматься на страхование в том же порядке, что и груз.
Особенности страхования фрахта
Подписание договора фрахтования несет в себе определенные риски для каждой стороны, участвующей в договоре, то есть для владельца судна и фрахтователя. К числу наиболее важных рисков относят объем ответственности владельца судна (перевозчика) за груз, который принят к перевозке морем.
Условия чартера должны гарантировать фрахтователю направление судна в безопасный порт — убежище. Понятие безопасный порт / безопасный причал (safe port / safe bert) является весьма широким. Означает оно причал/порт, к которому судно в назначенный момент может подойти либо отойти без какой-то угрозы его безопасности. Во множестве случаев условия договора по фрахтованию, которые содержатся в чартере, могут являться основанием для предъявления регрессного иска против фрахтователя по причине отсутствия гарантий безопасного причала/порта.
Предметом заявленных претензий могут являться убытки и имущественные потери и (к примеру, ущерб, который возник при жестком контакте борта судна с причалом, по причине нарушений требований безопасности). В международной морской практике такие заявленные претензии по факту причинения ущерба обрели наименование «unsafe port claims». Удовлетворение таких претензий, которые отвечают имущественным интересам владельца судна и морского страховщика, во множестве зависит от соответственных действий со стороны:
- членов экипажа судна;
- капитана.
При фрахтовании судна наиболее важным является точное определение объема понятия безопасный порт. Ссылка в чартере на наличие безопасного порта считается недостаточной. Необходимы дополнительные условия, которые накладывают обязанности на фрахтователя. При их пользовании у морского страховщика или владельца возникают правовые основания для предъявления регрессного иска.
Вне зависимости от условий договора по фрахтованию, на капитане судна лежат обязательства по тщательной проверке существующих условий для навигации в порту, который обозначен договором фрахтования. В виду имеется контроль над условиями навигации в портовых границах, то есть в период маневров, которые совершаются судном при стоянке, входе и выходе из акватории безопасного порта. Если в акватории порта глубина будет меньше требуемой для безопасного маневрирования и прохода судна, то капитан должен незамедлительно ставить в известность о таком факте фрахтователя, а фрахтователь обязуется заменять порт захода. Подобным образом следует поступать, когда базовые размеры судна оказываются больше габаритов мостов и подобных сооружений, под которыми судно должно идти при подходе к безопасному порту.