По договору морского страхования страховщик обязан за оговоренную плату (страховую премию) в случаях наступления предусматриваемых договором случайностей либо опасностей, которым может подвергаться страховой объект, уплатить страхователю либо другому лицу, в чью пользу заключается такой договор (выгодоприобретателю), убытки, которые были им понесены.
Морское страхование представляет собой одну из наиболее старых разновидностей страхования. Прообразы договоров, касающихся морского страхования, были заключены еще в 8-7 веках до нашей эры. К началу 12 столетия морское страхование сформировалось в отдельный вид страхования, в 14 столетии в Италии началось его активное развитие. В 1600 году в Англии был принят первый Закон о морском страховании. Там же образовалось страховое общество "Ллойд", была выработана форма морского полиса, применяющаяся и по настоящий момент, формулировались более распространенные в настоящий период правила морского страхования.
Приблизительно в середине 19 столетия по полису страхования каско судна начали страховать три четверти ответственности за столкновение с иным судном, притом одна четвертая осталась на ответственности страхователя. В настоящий период по полису страхования каско судна можно за дополнительную страховую премию страховать некоторые иные элементы ответственности судовладельца.
Объект морского страхования может представлять любой имущественный интерес, который обладает связью с торговым мореплаванием, - строящееся судно, действующее судно, фрахт, груз, а также плата за проезд пассажира, плата за использование судна, ожидаемая прибыль от груза и иные обеспечиваемые грузом, судном, и фрахтом требования, зарплата и другие причитающиеся капитану судна и иным членам экипажа судна суммы, в их числе денежные затраты на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).
В состав интересов имущественного характера по договору морского страхования могут включаться чрезвычайные расходы – убытки или расходы, которые образовались в результате действий, произведённых для общего спасения (к примеру, выбрасывание груза за борт судна во время шторма).
Морское страхование (Marine Insurance) является отраслью страхования, охватывающей разновидности страхования, где в форме объекта страхования выступают интересы имущественного характера, которые связаны с судами морского флота и флота река-море.
Объектами морского страхования традиционно могут выступать:
По форме морское страхование может являться:
Различают следующие разновидности в морском страховании:
Морское либо речное каско. Страхование морских судов также именуют страхованием каско судов (от немецкого языка «kasko» - "корпус") либо страхованием машин, корпуса, оборудования судов. Судно представляет собой инженерное сооружение, которое способно плавать, имеет предназначение для перевозки людей и грузов, исполнения разнообразных работ. Как правило, страхованию должны подлежать суда, которые используются в мореплавании торгового направления. Для целей страхования под торговым мореплаванием традиционно понимается деятельность, которая связана с использованием морских судов для перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты; рыбного и других промыслов в море; разведки и выработки минеральных и иных неживых ресурсов; ледокольной и лоцманской проводки, спасательных, поисковых и буксирных операций, подъема утонувшего имущества, подводно-технических, гидротехнических и иных схожих работ; охраны морских промыслов, карантинного, санитарного и иного контроля; сохранения и защиты морской среды; произведения морских научных исследований; спортивных, учебных, культурных и других целей.
К главным рискам, которые подлежат покрытию морским каско, традиционно относят:
Страхование грузов. При таком виде страхования широчайшее распространение обрели Оговорки Института Лондонских страховщиков. Эти правила, которые разработаны страховщиками британского происхождения, используют практически все страховые компании в мировом пространстве, который осуществляют страхование грузов. Правила предусматривают три главных вариации страхования:
Страхование фрахта. В этом случае страхованию подлежит валовая сумма фрахта, которая включает прибыль судовладельца, а также совокупность расходов по страхованию.
Страхование гражданской ответственности для судовладельцев. Наиболее часто реализуется посредством клубов по взаимному страхованию на условиях, которые выработаны этими организациями.