Понятие транспортного страхования грузов
Страхование КАРГО является защитой от разнообразных убытков, имеющих связь с транспортировкой груза, который является предметом купли-продажи по внешнеторговому договору. При ущербе в итоге повреждения, гибели и другого неблагоприятного влияния на застрахованную имущественную базу это влияние будет компенсироваться в форме определенной суммы, которая называется страховым возмещением. Страхование грузов предполагает страховую защиту в ходе перевозки (перемещения) груза из одного пункта в иной, как правило, на всех стадиях схемы процесса транспортировки. Страхование грузов отнесено к имущественному страхованию.
Объектом имущественного страхования могут являться имущественные интересы, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имущественной базой. Денежная сумма, отталкиваясь от которой учреждаются величины взноса и выплаты пол страхованию, — это определенная страховым договором или учрежденная законодательством страховая сумма. При имущественном страховании страховая сумма не должна превышать его действительную стоимость в момент заключения страхового договора (страховая стоимость).
Особенности транспортного страхования грузов
Особенности страхования грузов (отличия от страхования иных разновидностей имущества) заключаются в следующем:
Сумма по страхованию может быть выше стоимости груза на месте его обретения, так как его стоимость в пункте доставки выше стоимости в пункте отправления (+10% от начальной стоимости груза при таксированном полисе);
Состав и технология защиты по страхованию должны учитывать технологию процессов грузовой доставки:
- выход груза из-под контроля собственника и вступление под контроль перевозчика;
- разновидностей транспорта и перевозчиков может быть несколько; важно, чтобы на каждой стадии существовала страховая защита;
- перевозка может быть осуществлена по территории различных государств; важно учитывать особенности международного законодательства;
Грузоперевозки обладают периодическим характером на долговременном основании, что требует упрощения страховой процедуры;
Важно учитывать специфические особенности грузовых перевозок.
Ответственность страховщика
К страховым случаям в правилах страхования любой имущественной базы, в том числе и грузов, относят: порчу, утрату, гибель. Ответственность страховщика будет наступать при следующих условиях:
- во-первых, такие случаи будут записаны в правилах страхования;
- во-вторых, они стали следствием лишь страховых причин, записанных в страховом договоре.
Мощное распространение в международной торговле обрели правила, именуемые как оговорки «А», «В» и «С» Института лондонских страховщиков (ИЛС) по грузовому страхованию.
Данные правила предусмотрели три варианта страхования, отличающиеся различной степенью ответственности страховщика за возможный риск. При этом применяются два базовых принципа формирования рисков, которые обеспечивают страховую защиту.
Первый принцип строится на методике исключения, то есть по такому принципу страхуется груз от всех рисков, исключая некоторые. По такому принципу строится защита страхования при страховании на условиях «при ответственности за все риски» (оговорки «А» ИЛС, правила «Ингосстраха» и пр.).
Условие при ответственности за все риски считается более широким, но совершенно не покрывает все риски. Из таких условий исключены:
- гибель и повреждение груза от разного рода военных действий, пиратских действий, орудий войны, ареста, конфискации или уничтожения по требованиям власти (эти риски могут страховаться за дополнительную оплату);
- риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя либо его представителей, нарушения учрежденных правил перевозки, хранения и пересылки грузов, несоответствия упаковки;
- воздействие трюмного воздуха или особенных свойств груза;
- влияние взрыва или огня, если без ведома страховщика на судно погружались одновременно вещества, опасные по отношению к самовозгоранию и взрыву;
- недостачи груза при целости наружной упаковки (недостаточного вложения);
- повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;
- промедления в доставке груза и падения цен.
Второй принцип строится на методике включения, то есть груз признается застрахованным лишь от тех рисков, которые перечисляются. Конкретно по такому принципу строится страховая защита при страховании на условиях «при ответственности за частную аварию» и «без ответственности за повреждения, исключая случаи крушения» и, соответственно, оговорок «В» и «С» ИЛС.
Условие страхования при ответственности за частную аварию, отличаясь от первого принципа, обладает твердым перечнем рисков, по которым страховщик будет нести ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь будет меньшим. Из ответственности по такому условию точно так же будут исключаться риски, не покрываемые условием «все риски».
К страхуемым рискам отнесены:
- молния, огонь, вихрь, буря и иные бедствия стихии, столкновение или крушение судов, самолетов и иных средств перевозки между собой либо их удар о недвижимые либо плавающие предметы, посадка судна на мель, обвал мостов, повреждение судна льдом, взрыв, подмочка забортной водой;
- пропажа самолета либо судна без вести;
- несчастные случаи в ходе укладки, погрузки, выгрузки груза и приемки судном топлива;
- общая авария;
- все целесообразные и необходимые произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению размеров убытка и установлению его величины, если убыток будет возмещаться по условиям страхования.
Условие страхования без ответственности за повреждения, помимо случаев крушения, по перечню случаев страхования, при которых подлежат убытки оплате, и по общности исключений из покрытия по страхованию в целом совпадает с условием с ответственностью за частную аварию.