Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) - немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета - «колыбели» одной из наиболее влиятельных философских школ ХХ века (т.н. «Франкфуртской школы»), представители которой оказали мощное влияние в том числе и на интеллектуальное развитие самого Хабермаса. Впоследствии он был в числе основных идеологов «нового левого» движения и неомарксизма; сегодняшнюю свою позицию сам Хабермас дефинирует как позицию «либерального гуманиста».
В 80-х годах прошлого века вышли в свет несколько его трудов, посвященных коммуникативному (взаимо)действию в современном социуме: наиболее значительная и самая известная из этих работ, изданная в двух томах, так и называется: «Теория коммуникативного действия» (1981).
Все работы этого периода по сей день переиздаются и переводятся по всему миру; помимо того, он и сегодня продолжает издавать новые труды. Концепция коммуникативного действия, разработанная Хабермасом, была высоко оценена представителями самых разных гуманитарных дисциплин и до сих пор применяется как вполне конкурентоспособная методологическая программа в исследованиях не только социально-философского, но и культурологического, социально-психологического, лингвистического, политологического характера.
Хабермас развивает лучшие традиции критической теории и американского прагматизма. Самые известные его исследования имеют своим предметом общественную сферу. Он разрабатывает различные проблемы социальной теории и эпистемологии, анализа передовых капиталистических обществ и демократии, юридические вопросы в социально-эволюционном контексте и в контексте современной политики - в частности, немецкие политики. Теоретическая система Хабермаса посвящена выявлению скрытых взаимосвязей в системе современных социально-политических институтов, а также способности человека целенаправленно проводить в жизнь собственные рациональные интересы.
Коммуникативное действие
Социальное действие в понимании Хабермаса имеет 4 основных аспекта:
- действие телеологическое (направленное на достижение цели);
- действие стратегическое (в качестве актора выступает не индивид, а определенная группа, объединенная общими ценностями и основанными на этих ценностях целями);
- действие драматическое (связано не с отдельным актором или членом группы, а с участниками взаимодействия (интеракции). Участники интеракции «саморепрезентируются» перед другими участниками, выступая друг для друга в роли зрителей;
- действие коммуникативное.
Хабермас начинает построение теоретической основы собственной философской системы - теории коммуникативного действия - с разработки теории действия. Важное место здесь отводится понятию «рациональности». Хабермас при создании теории действия «коммуникативного» стремится выйти за рамки стандартных представлений о «рациональных» действиях. При той форме действия - или, точнее, взаимодействия, - которую рассматривает Хабермас, его участники добиваются своих целей либо на основе уже существующего в социуме «консенсуального понимания» (именно в работах этого философа активно использовался термин «консенсус», оказавшийся таким востребованным и популярным в годы перестройки в СССР), либо последовательно и целенаправленно двигаясь в сторону такого понимания и достижения консенсуса.
Власть в системе коммуникации
Концепт «власти» выступает как один из базовых для всей его социально-философской системы. Хабермас полагает «власть» одним из основных препятствий, встающих на пути к достижению консенсуса участниками социального взаимодействия, или коммуникации (коммуникантами). Властные отношения, существующие между этими участниками, нуждаются в нейтрализации, чтобы достижение консенсуса стало реальным, ведь для этого необходимо, чтобы их статусы были равны. Подобное равенство, согласно Хабермасу, не только возможно, но и желательно.