Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Фигура мыслителя

Юрген Хабермас По данной теме мы уже выполнили презентацию подход к технике Юргена Хабермаса подробнее (р. $1929$) современный немецкий философ и социолог, представитель Франкфуртской По данной теме мы уже выполнили реферат Франкфуртская школа подробнее школы. В $60$-е и $70$-е годы идеи Хабермаса По данной теме мы уже выполнили реферат Толирантность и религия по Хабермасу подробнее повлияли на общественные движения как в Европе, так и в обеих Америках.

Помощь со студенческой работой на тему
Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Философские воззрения Хабермаса имеют основание в духе философии И. Канта, К. Маркса, в социологии Т. Парсонса, М. Вебера и др., в духе американского прагматизма. Часто его называют «отцом» левых.

Замечание 1

Одной из причин философского проекта Хабермаса стало осмысление им послевоенной мировоззренческой ситуации в Германии. Для него важно проблематизировать и понять, что есть речь и как возможно коммуникация и понимание людей друг друга.

Теория коммуникативного действия

Теория социальной коммуникации Хабермаса рождается из критики мыслителем европейского логоцентризма. Он, по мнению мыслителя, делает акцент на «я», в то время как нужно в современных условиях делать акцент на интерсубъективное, на пространство общения между людьми. Человек изначально находится в ситуации общения, посредством нее человек определяет себя, свое положение в мире. В этом случае новоевропейский объективизм являет себя как просто присутствие, не включенность в коммуникацию.

Оценка эпохи модерна осуществляется Хабермасом с опорой на взгляды на данную тематику Макса Вебера. Особенность данного подхода мыслителей заключается в разделении разума на три составляющие: так любая вещь или явление осмысливаются с гносеологической, этической и эстетической позиций. Это ведет к двум последствиям: с одной стороны, ярче обозначается граница между экспертами, знатоками артефактов культуры, и профанами, представителями общественности и простыми людьми, с другой стороны, вторжение элитаризированного искусства в массы может нарушить цельность «жизненного мира» общества, что выражается в эстетизации или морализации отдельных сторон культурной жизни. Задача же философии выступить инициатором и площадкой для общения экспертов и «потребителей» культуры.

Речевой акт обосновывается как значимый. Во-первых, на уровне обыденной коммуникации может быть достигнуто согласие, во-вторых, на основании этого, формируется дискурс. Дискурс подчиняется определенным правилам:

  • он открыт для участия для всех желающих;
  • в дискурсе не приемлемо принуждение к согласию с какой-либо точкой зрения;
  • основа дискурса – это стремление в итоге достичь согласия, выработать общую точку зрения.

Коммуникативное согласие имеет свои особенности. Согласие в общении должно быть лишено внушения и угроз. Первоначально коммуникация строится с использованием вербализации человеком своего внутреннего мира, что впоследствии дополняется выходом к значимым темам о структуре мира и общества.

Социализм и политика

Философия Маркса и Энгельса, по мнению Хабермаса, в большей степени делает упор на этической стороне рассмотрения общества; для нее важно дать оценку общественному развитию.

Хабурмас же делает акцент на понятии демократия, называя ее «волшебным словом». Он предпринимает попытку ревизионизма демократического учения. Сам Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее – это не марксист, поэтому Хабермас становится в оппозицию к практикам переосмысления наследия мыслителя.

Кроме того, Хабермас не принимает постмодернистскую философию, считая, что она не ушла далеко от проблем, постановка которых – удел мысли XIX века. Он предлагает свой проект «коммуникативного разума».

Хабермас также является одним из создателей теории постсекулярного общества. По его мнению в нашей современности господствует экуменистическая дружба всех религий, когда между ними устанавливается прямой, бесконфликтный контакт. Установка на такие отношения должны способствовать снижению терроризма в мире, которые имеет, кроме всего прочего, и религиозный характер.

Замечание 2

Кроме того, социально-политические идеи, развиваемые Хабермасом, во многом признаются европейской политикой исходными для себя.