Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная структура общества при Екатерине II

Общество при Екатерине II

Согласно некоторым исследованиям, во второй половине 18 века в экономике российского общества появляются некоторые признаки кризиса. В том числе, историки отмечают некоторые симптомы разложения феодального способа производства, что также привело к изменениям и значительным трансформациям. Причинами расщепления феодального строя в рамках экономической сферы стали следующие:

  1. Феодальное хозяйство постепенно утратило свою замкнутость, стало смещаться в иные стороны, хотя до этого подобных признаков не наблюдалось;
  2. Феодализма так же, как и натурального хозяйства в их классическом понимании, больше нет. Им на смену приходят крестьянские и помещичьи хозяйства, которые теснее сотрудничают с рынком, что делает их более выгодными и значимыми в сравнении с феодальными системами;
  3. Дворянское предпринимательство проникло в промышленность и сельское хозяйство, отчего появились новые категории граждан, которые осваивали новые профессии и производства и, соответственно, совершенно новые социальные роли, которые не были им свойственны до этого.

Поскольку развивалось такое направление, как отходничество, то крестьяне постепенно из сельских регионов перемещались в города. В основном, они осваивали новые типы производств, не имевшие ничего общего с земледелием. Отсюда и появление нового крестьянина, вовлеченного в новые товарно-денежные отношения, что выводит его на новый социальный и экономический уровень, позволяет иметь новые права и свободы в решении определенных проблем и задач. Крестьянство, таким образом, тоже подвергается расслоению: непосредственно те крестьяне, работавшие и продолжающие работать в сельской местности, и новые крестьяне – городской тип.

Замечание 1

При Екатерине Второй происходит определенная модернизация как политической, так и экономической жизни. Связана она была с политикой просвещенного абсолютизма, который предполагал появление новых форм взаимодействий и взаимоотношений.

Сторонники этого течения считали, что во главе государства обязательно должен быть просвещенный монарх, который будет создавать разумное царство (общество). Под разумом подразумевалась пропаганда грамоты и образования, причем как среди высших сословий, так и среди крестьян, ведь это позволит в целом повысить уровень российского общества на международной арене, в которой оно уже постепенно оказывалось.

«Социальная структура общества при Екатерине II» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Новое общество должно было основываться на некоторых принципах, которые ранее не были востребованы. Во-первых, это буржуазные ценности, которые необходимо было пропагандировать во все категории населения; во-вторых, это гражданское равенство всех жителей общества, восприятие их прав и свобод как неотъемлемой части; в-третьих, свобода личности и ее хозяйственной деятельности. Каждый человек имел право сам выбирать, в какой деятельности ему принимать участие, насколько сильно приобщаться к образовательному институту, и так же решать за своих детей. При этом важно было акцентировать внимание на том, что, несмотря на высокий или низкий статус, человек остается человеком, со своими интересами и потребностями, со своими свободами и правами, и никто не имеет права отобрать их у него, так как они даны при рождении.

Характеристика царствования Екатерины II

Екатерина Вторая обладала значимыми характеристиками, которые позволили обществу стать именно таким, каким оно и было. Ее описывали как честолюбивую женщину с огромной силой воли и желанием работать. Это и позволило ей добиться той большой власти, а также громкого звания «Великая». Она собрала вокруг себя группу заговорщиков, которые так или иначе желали прикоснуться к власти через ее влияние и через дружбу с императрицей. Но даже это не помешало ей осуществлять политику, которая перевернула сознание и мировоззрение многих жителей страны.

Царствование Екатерины можно разделить на несколько условных периодов. Первый – это просвещенный абсолютизм, сущность которого мы раскрыли ранее в этой статье. Кратко – это идеи просвещения населения, что также стало проявлением заботы об общественном благе, а также получилось попыткой к тому, чтобы унифицировать законодательство, внести в него некоторые изменения и, как казалось, улучшения.

Второй период – это охранительный абсолютизм. Его смысл заключался в том, что реформы не прекращались, а лишь усиливались, охватывая все больше сфер жизни населения. При этом, некоторые реформы приобрели другое значение: они были направлены на усиление государственного контроля над правопорядком, а также на то, чтобы разрешать некоторые охранительные задачи, что привело бы к усилению безопасности жизни населения. Сюда же относится и соблюдение «тишины» в государстве: отсутствие вооруженных восстаний, громких военных конфликтов со сторонними государствами, хотя они все равно происходили, и периодически касались самых главных сфер жизни человека: политики и экономики, мировоззренческого и духовного звена.

Последний этап – просвещенный деспотизм. По сути, в этот период была введена очень жесткая цензура на товары, услуги, на любые публикации или слова, которые были сказаны с целью раскритиковать власти. Отсюда появление множества карательных мер против так называемого вольнодумия, против вредной литературы, которая могла бы негативно повлиять на умы людей, настроить их против власти. Критические мыслящие просветители подвергались гонениям и преследованиям, были вынуждены закончить свою деятельность или сменить свой тон в пользу властей и самой императрицы.

Таким образом, при Екатерине Второй произошли значительные изменения в социальной структуре: в связи с распространением образования и грамотности, просветительской деятельности люди постепенно выходили на новые уровни развития и, соответственно, меняли свои социальные позиции и статусы. Грамотность позволяла им занимать престижные должности, иметь больший доход и, соответственно, быть в иерархии выше, чем они были до этого.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot