Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Школьная реформа Екатерины II

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Школьная реформа Екатерины II
Определение 1

Школьная реформа Екатерины II – это комплекс изменений, осуществленных Екатериной II в целях совершенствования системы школьного образования.

Предыстория и причины реформ

Политику, проводимую Екатериной II сама императрица называла «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи эпохи Просвещения при проведении реформ, по крайней мере, в теории. На деле Екатерина редко им следовала, что становится очевидным при рассмотрении рабского положения крестьян, реформ административного аппарата и пр., в то время, как просветительские идеалы состояли в стремлении к свободе равенству, принципу разделения властей, праву на частную собственность и верховенству закона; просветители подвергали критике социальное неравенство, произвол власти, излишнее влияние церкви. Екатерина же, в основном, соблюдала это лишь своих заявлениях, но не на деле. Тем не менее, некоторые положения на практике были реализованы. Одним из них была система образования, которой надо было уделять особое внимание, ибо от этого зависело, какими будят следующие поколения.

Помощь со студенческой работой на тему
Школьная реформа Екатерины II

Согласно убеждениям Екатерины для процветания государства необходимым являлось повышение качества образования и количества знаний у населения. Огромные размеры страны, неповоротливость бюрократического аппарата, предрассудки общества не позволяли ввести новые законы сразу, поэтому в первую очередь новые образовательные программы внедрялись для дворянства и горожан.

Причинами проведения школьной реформы были:

  • следование просветительским идеям;
  • необходимость повышения профессиональной квалификации населения и решения проблемы детей-сирот.

Основные мероприятия реформы

В 1763 г. приближенный Екатерины II И. И. Бецкой был назначен главным советником императрицы в сфере образования, поэтому в вопросах школьных реформ он стал главной фигурой екатерининской эпохи.

В 1764 г. начал строиться Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей, на что было выделено 100 тыс. рублей и ежегодно – по 50 тыс. рублей. Кроме государственной поддержки были еще и благотворительные пожертвования: сам И. Бецкой передал на строительство более 150 тыс. рублей, меценат же П. А. Демидов – около 200 тыс. рублей. Задачами Воспитательного дома было обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к трудовой деятельности. Выпускались сироты уже вольными людьми.

В этом же, 1764 г. было создано первое образовательное учреждение для женщин – Императорское воспитательное общество благородных девиц, которое находилось при Смольном монастыре. В указе говорилось, что это общество создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Екатерина мечтала создать учебное заведение, похожее на Сен-Сирский институт под Парижем – она надеялась, что удалив детей на долгий срок от родителей, из невежественной среды, и вернув потом туда облагороженную девушку, можно будет способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей».

В нем могли обучаться девочки с 5-6 лет дворянского происхождения. Они разделялись на 4 возраста и носили форменную одежду, которая соответствовала их группе. Девушкам преподавались такие предметы, как Закон Божий, русские и иностранные языки, география, арифметика, история, музыка, танцы, рисования, домоводство, светские манеры и т.д.

Система образования для мальчиков была более обширна. При Екатерине же для них были открыты училища при Академии художеств и Академии наук.

В 1766 г. совместно с И. Бецким Екатерина разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса», который создавался под влиянием идеи просветителей (Монтескье, Руссо, Монтень). Согласно этому уставу, в учебные кадетские заведения принимались мальчики с 5-6 лет, обучение же длилось 10-12 лет. Особенность образования заключалась в том, что обучающийся был полностью изолирован от влияния внешней среды. Разрешались лишь нечастые свидания с родственниками. Несмотря на целевую направленность устава на кадетские училища, его принципы предполагалось использовать и в гражданских учебных заведениях.

Данный устав предполагал разделение предметов на 4 категории:

  • предпочтительно нужные гражданскому званию всенародное, государственное и естественное право, государственная экономия, нравоучение;
  • полезные: общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело, теория защитных укреплений;
  • руководствующие к познанию прочих наук: логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история;
  • художества: лепка, танцы, рисование, архитектура, фехтование и пр.
Замечание 1

В 1782 г. Екатерина создала «Комиссию по учреждению народных училищ», которая разработала «Устав народным училищам Российской империи».

Согласно Уставу, создавалась классно-урочная система обучения. В основу образовательного процесса помещались воспитание в детях добросовестности, трудолюбия и прилежания; строго запрещалось применение физических методов воспитания – в качестве наказаний можно было использовать лишение приятных вещей (прогулов, участия в играх и пр.).

Кроме того, учреждалось два типа училищ:

  • малые училища: срок обучения составлял 2 года; преподавалось чистописание, рисование, нумерация, письмо;
  • главные училища: срок обучения составлял 5 лет по обширной и многопредметной программе (курсы естественно-научных занятий, языки, архитектура и пр.).

Также существовали приходские училища. Таким образом, формировалась трехзвенная структура учебных заведений для горожан – приходские, малые, главные.

Для распространения сети училищ были необходимы учителя, поэтому из главного училища позже выделалась учительская семинария – центр по подготовке педагогов.

В планах императрицы также был проект организации сельских школ и обеспечение всеобщего внесословного минимального образования. Однако крестьяне так и не получили доступ к знаниям.

Результаты реформы.

В результате школьной реформы Екатерины II было положено начало становлению общеобразовательных учреждений, а также положено начало женскому образованию в России, была создана классово-урочная система и структурирован учебный процесс.