Роль оценки системы качества в социальной сфере
На сегодняшний день оценка качества услуг в сфере социального обеспечения и защиты является наиболее приоритетным направлением в теории развития социальной сферы общества. Благодаря оценке качества специалисты могут не только контролировать качество обслуживания и предоставлять базу для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений, но также обеспечивать обратную связь, которая является необходимой для любой устойчивой и самостоятельной системы, которая ориентирована на свое дальнейшее развитие.
Очень важно, что в условиях глобализации были введены так называемые Национальные стандарты социального обслуживания, которые как раз и определяют основные требования к данному процессу. Выделим требования, которые наиболее актуальны в условиях российских реалий:
- Стремление к постоянному улучшению показателей качества обслуживания, их повышение, обеспечение доступности услуг любому человеку, независимо от его пола, возраста, профессионального и социального статусов, а также происхождения, национальных и религиозных предпочтений;
- Повышение эффективности социального обслуживания клиентов социальных служб. В первую очередь это выражается не только в стремлении подобрать наиболее подходящую методику, но также и в желании улучшать результаты социальной деятельности.
Среди факторов, которые могут способствовать повышению эффективности деятельности социальных служб, наиболее важную роль играет профессионализм и подготовка кадров.
Сегодня во многих высших учебных заведениях есть специальные направления подготовки социальных работников. Там человек получает фундаментальные знания и навыки, которые в дальнейшем применяет на практике. Особое внимание уделяют курсам по переподготовке и повышению квалификаций социальных работников, где также особую роль играют меняющиеся стандарты социального обслуживания и требования в его основных принципах и методике.
Эффективность социальной работы: что это?
Говоря о возможностях оценки социальной работы, исследователи в первую очередь обращают внимание на такое понятие, как «эффективность».
Под эффективностью принято понимать достаточно многоплановое явление, чья сущность и содержание напрямую зависит от того, с какой позиции науки она рассматривается.
Для нас, как для исследователей социальной работы, эффективность предстает в виде результата социальной и психологической деятельности специалистов, которая направлена на улучшение психосоциального состояния человека, способствует его адаптации, социализации и реабилитации, в зависимости от того, с какой проблемой он обратился в органы социальной помощи.
Для того, чтобы выявить, насколько эффективны были те или иные меры, исследователи и специалисты сопоставляют желаемый, прогнозируемый результат с теми результатами, которые были получены в ходе реальной, практической деятельности. В этом случае наиболее полезным является аналитический метод, так как социальную работу, которая имеет творческий характер, не всегда можно оценить с использованием математического, количественного метода.
Также добавим, что для соизмерения эффективности того или иного процесса используется понятие «критерий». Он включает в себя совокупность количественных и качественных показателей, которые раскрывают содержание критерия и могут свидетельствовать о том, насколько успешна была достигнута цель, и насколько полученный результат соответствует желаемому.
Понятие «социальная квалиметрия»
На сегодняшний день для оценки качества в социальной сфере используют понятие «социальная квалиметрия». Это – не очень известная, но вполне устоявшаяся учебная дисциплина, которая обладает рядом своих особенностей. Они определяются спецификой социальной среды, а также особенностями предметов оценивания и процессов, которые нуждаются в объективной оценке. Также стоит обратить внимание на ранжирование различных типов оценки социальных и системных качеств исследуемого объекта или процессы в социальном пространстве. Это обусловлено тем, что в социальном пространстве, а также в кругообороте качество социальной работы может оцениваться с разнообразных позиций, а также с точки зрения многоплановости. Именно это и представляет особую область квалиметрии – социальную.
Несмотря на то, что данное понятие используется нечасто, в отечественной науке сформировалось достаточно четкое и конкретизированное представлении о нем.
Таким образом, квалиметрия в социальной работе – это особая область социальных наук, которая направлена на измерения и дальнейшую количественную оценку качества предоставляемых услуг, процессов и явлений в социальной сфере.
Также эта область социальных наук касается методологии и методики оценки эффективности уже имеющихся теоретических разработок и возможности их применения в практической деятельности. Это относится к социальному образованию и к практикам социальной защиты и социальной работы с особыми категориями населения.
Конечно, принципы социальной квалиметрии неразрывно связаны с принципами и правилами общей квалиметрии, где важную роль играют аксиомы, понятия, принципы и гипотетические предположения о возможных или желательных последствиях тех или иных действий. Но то же время она обладает особенностями и достаточно интересной спецификой.
Предметом квалиметрии в социальной сфере является научное знание (или несколько научных знаний, а также наработки, которые способны максимально эффективно и качественно отразить качество деятельности специалистов в области социальной работы и социальной защиты, да и в целом деятельность социальных работников, уровень их подготовки и квалификации. Помимо этого, в предметную область социальной квалиметрии можно также отнести социальные учреждения и органы управления в различных секторах социальной сферы общества (семейной, трудовой, образовательной, духовной, бытовой, повседневной, ценностной).