Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тенденции поведения российской аудитории СМИ

Понятие и типы аудитории

Определение 1

В социологии журналистики под аудиторией принято понимать совокупность людей, являющихся адресатами журналистских произведений и сообщений, которая формируется на основе общности информационных интересов, а также на основе общих потребностей в том или ином виде информации.

При организации и проведении социологических исследований необходимо более точное, методически конкретное и обоснованное определение объекта, который будет изучаться. Для того, чтобы более точно определить аудиторию средств массовой информации, следует обратиться к процедуре интерпретации. В данном случае она состоит в том, чтобы установить границы исследуемой совокупности. Для удобства аудиторию ограничивают:

Статья: Тенденции поведения российской аудитории СМИ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • в пространстве – жители одного населенного пункта, отдельно взятого региона;
  • во времени – постоянные потребители информации, читатели каждого номера и выпуска, регулярные потребители и случайные потребители информации;
  • в обращении к конкретным средствам массовой информации.

В последнем случае происходит выделение по критерию обращения к конкретным СМИ, чтобы не допустить смешения аудитории. С точки зрения социологических интерпретаций аудитория может также трактоваться и как масса. Это такая аморфная социальная общность, группа, которая относительно устойчива, но при этом она может быть очень восприимчива к информации. Регулярно средства массовой информации используют механизмы, благодаря которым могут оказывать влияние на общественное мнение. Также аудиторией СМИ можно манипулировать, и это чаще всегда делается для того, чтобы сформулировать конкретные социальные ориентиры и настроения, которые будут выгодны отдельным категориям.

Если СМИ ориентируется на целевую аудиторию, обладающую набором общих социальных характеристик, состоящую из людей с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (например, профессиональных), то речь идет об аудитории в значении социальной группы. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что аудитория производна от социальной группы и далеко не всегда тождественна ей. Например, деловая пресса ориентируется на предпринимателей, поскольку именно они становятся целевой аудиторией. Женские журналы выбирают своей аудиторией женщин – домохозяек, молодых мам, которые заинтересованы в новостях из светской хроники.

«Тенденции поведения российской аудитории СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изучение своей целевой аудитории – это очень важное направление деятельности. Если СМИ знают, кто их главный потребитель, и что интересно человеку в конкретный период времени, то они смогут предоставлять именно эту информацию. Спрос на нее никогда не спадет, и этот же спрос будет рождать новые предложения. Поэтому сегодня аудитория играет очень значимую роль, а ее поведение и ориентации исследуются особенно тщательно и глубоко. Если выбрать неверную тактику в обращении с информацией, неверно ее преподнести, то это может привести к тому, что источник информации будет неэффективным и бесполезным. Это проблема, поскольку от этого зависит востребованность этого СМИ, трудоустройство журналистов, перспективы развития и конкурентоспособность.

Поведение аудитории

Общество является подвижной системой. Изменения, происходящие в нем, непременно влияют на структуру информационного обеспечения. Это выражается в специализации средств массовой информации, в их дифференциации. Многие в настоящее время претерпевают сильнейшие качественные деформации, что сказывается и на информации, которую подают СМИ, и на поведении аудитории СМИ.

Современное состояние культуры позволяет выделить уровни ее проявления и воздействия на аудитории СМИ. Один из типов культуры, воспроизводящий целевые аудитории, имеет групповой характер. Социально-групповые культуры выделяются по признаку базовых ценностей – национальных, религиозных, классовых, профессиональных практик, проведения свободного времени и др. Средства массовой информации являются индикатором успешного культурного развития, они создают идеологию целевой аудитории как культурного сообщества и выражают общественное мнение его членов.

Если говорить о СМИ, которые действуют в современных условиях, то есть в условиях массовой культуры, то для аудитории они действуют по принципу расширения. Эта стратегия отражает общие тенденции к унификации, и свойственной она является в основном для телевидение и массовой прессы. Почему эта тенденция считается более подходящей. Все дело в том, что массовое поведение аудитории очень предсказуемо, а еще им можно управлять. Поэтому унифицированные формы представления материала являются наиболее удобными. Они упрощены и доступны, человек может в любой момент воспользоваться этой информацией. Что еще важно – он вправе сам интерпретировать эту информацию и совершенно свободен в своих выводах и мышлении.

Нельзя однозначно утверждать, что поведение аудитории средств массовой информации предсказуемо. Поскольку сегодня появляются все новые и новые формы мышления и предоставления информации, то и аудитория может на некоторые события и новости реагировать очень неожиданно. Особенно это касается различных категорий аудитории. В разных странах реакции также бывают разными. Например, аудитория российских СМИ сегодня проявляет все больше недоверия к освещаемым событиям. Люди меньше смотрят телевидение, считая его пропагандой, но больше обращаются к источникам социальных сетей. Там же они имеют больше шансов высказать свое мнение, привлечь к нему всех неравнодушных. Это очень важно, но одновременно с тем и опасно. В России вступают в силу законы, которые определяют нормы общения в социальных сетях, нормы размещаемых материалов и контента. Поэтому аудитория одновременно обретает и конкретные рамки, но все же в сети больше шансов увидеть единомышленников и меньше пропаганды.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot