Социология религии – социологическая научная дисциплина, в рамках которой изучаются процессы и явления социального характера, происходящие в религиозной сфере.
Социология религии исследует прежде всего социальные структуры и практики в религии, исторические предпосылки их развития, роль религии в обществе. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на доминирующую роль религиозных структур и практик почти во всех социумах Земли на протяжении тысячелетий их исторического развития. Социологи религии пытаются объяснить влияние общества на религию и влияние религии на общество, другими словами - их диалектические взаимоотношения.
Становление социологии религии
Формирование социологии религии как научной дисциплины относят к середине XIX столетия; складывалась она на основе идей, заложенных эпохой Просвещения и европейских буржуазных революций. Исторически сложилось так, что именно социология религии и религиозных отношений выступала как центральное звено ранней научной социологии. Так, уже в работах классиков научной социологии - Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера – особое внимание уделяется той роли, которую играют в социальном функционировании и развитии религиозные институты, установления, нормы и традиции. Их труды положили начало развитию социологии религии как отдельной области социологической науки.
В концепции Э. Дюркгейма религия рассматривается как функциональное образование («коллективное представление»), в котором находит свое воплощение весь конгломерат одобряемых тем или иным социумом традиционных верований и связанной с этими верованиями деятельности. Самая важная функция данного образования, согласно Дюркгейму, состоит в сплочении социума, его глубокой интеграции путем установления значимых связей между индивидом и другими индивидами, а также между индивидом и обществом в целом.
Для М. Вебера религия – один из главных мотиваторов социального действия и взаимодействия, которому принадлежит серьезная роль в большинстве крупных социальных процессов и трансформаций. Так, классическим признано исследование Вебера о той роли, которую сыграла протестантская «хозяйственная этика» в зарождении и развитии капиталистических отношений в Европе (работа «Протестантская этика и дух капитализма»). Помимо того, Вебер акцентировал глубинную взаимосвязь религиозного сознания как с хозяйственной и экономической деятельностью всего общества, так и с интересами тех или иных общественных групп. Вебер опирался на методологию сравнительно-исторического анализа, что позволило ему создать собственную классификацию на основе двух выделяемых им базовых критериев:
- Критерий «аскетизм»/»митицизм»: одни религии (аскетические) требуют от своих последователей конкретных действий, другие (мистические) – созерцательного отношения к жизни и к миру;
- Критерий, согласно которому религиозное спасение адепт может обрести либо в «этом мире» (сюда относится, например, иудаизм), либо в мире ином, трансцендентном нашему привычному миру (например, христианство).
Три типа научных подходов в социологии религии
Подходы к социологическому изучению взаимоотношений между социумом и религией принято делить по трем основным критериям:
- Исследование религии в качестве одного из важнейших аспектов общественной деятельности людей;
- Изучение взаимосвязей между религиозной сферой и иными сферами общественной деятельности – такими как, например, политические или экономические отношения;
- Изучение религиозных институтов, организаций, движений и пр.