Сущность социологии предпринимательства
Социология предпринимательства выступает в качестве еще одной научной отрасли социологии. В своих разработках и понятийном аппарате она отражает наиболее общую систему теоретических, а также концептуальных представлений о предпринимательстве не только как экономическом, но также и социально-экономическом и культурном явлении жизни современного человека.
В качестве основной задачи социология предпринимательства ставит перед собой раскрытие сущности предпринимательской деятельности как особого феномена. К тому же, социологи акцентируют внимание на том, что в предпринимательской деятельности просто необходимо изучать ее социальные аспекты
Объектом социологии предпринимательства является само предпринимательство как социальная группа, которая обладает совершенно уникальными социально-обусловленными отношениями и связями, а также закономерностями своего функционирования и последующего развития.
Что касается предмета социологии предпринимательства, то это – более конкретные проявления социальных, а также социально-психологических компонентов предпринимательской деятельности, которые отражаются в экономическом пространстве. Очень важно анализировать взаимные отношения и связи предпринимателей, поскольку они выступают носителями социальных характеристик и исполнителями социальных ролей, которые очень активны в экономике и государственной сферах.
Специфика как объекта, так и предмета социологии предпринимательства в целом определяют особенности данной отрасли. Отсюда и специфика ее теоретико-методологических оснований. Отрасль имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, в связи с чем очень важно исследование как классических, так и более современных концепций, обращенных к теме предпринимательства.
Основная цель этого анализа – выявить общие методологии концептуализации феномена предпринимательства и его влияния на иные сферы человеческой жизни. Также, для результативности исследования важное значение имеют методы, которыми пользуется исследователь для сбора информации. В данном случае наиболее целесообразными и эффективными являются такие, как:
- Метод наблюдения;
- Метод анкетирования;
- Проективные техники;
- Метод фокус-группы.
Теоретическому осмыслению феномена предпринимательства подлежат результаты исследований и анализа, которые осуществляются в рамках тренинговых программ, обучающих курсов, коучинга, бизнес-консультирования, а также психологического сопровождения бизнеса.
Необходимо понимать, что предпринимательская деятельность – это не только процессы осуществления намеченных целей: надо четко осознавать ответственность каждого участника данной деятельности, его психологическую и интеллектуальную подготовку, желание постоянно развиваться в соответствии с требованиями, которые выдвигает общественность.
Специфика социологии предпринимательства
Социология предпринимательства, как мы уже выяснили, ставит перед собой довольно широкий круг задач, который подлежит рассмотрению и эффективному решению. Именно это устанавливает и функциональную составляющую социологии предпринимательства и, в первую очередь, ее прогностическую функцию. К примеру, результаты анализа и более углубленного рассмотрения социального аспекта предпринимательской деятельности позволяют выявить, а также более конкретно определить дальнейшую динамику влияния предпринимательства на такие аспекты, как:
- Социальная структура общества;
- Властные отношения;
- Процессы производства и распределения благ в социуме;
- На принятие особо важных политических решений.
Что касается методов социологических исследований в отношении предпринимательства, а также его теоретических оснований, то в данном случае они позволяют установить последующую динамику формирования бизнес-структур российского общества. Сюда же входит выявление основных факторов, которые будут как помогать, так и противодействовать процессам трансформации социальной структуры общества в динамично меняющихся условиях современности.
К задачам социологии предпринимательства стоит отнести следующие:
- Во-первых, анализ ключевых классических концепций, которые в той или иной степени касаются теории предпринимательства и его элементов.
- Во-вторых, определение условных границ бизнес-системы, ее внутренней структуры. К этому же пункту относится выявление и очерчивание ключевых этапов становления социальной базы бизнес-структуры.
- В-третьих, феномен предпринимательства следует рассматривать с точки зрения его этнической составляющей (как разные национальности выстраивают бизнес, каких успехов добивается, какова философия их деятельности).
Также к задачам социологии предпринимательства следует отнести демонстрацию роли религиозной сферы, а также института государства в становлении и последующем развитии предпринимательской деятельности и выявление специфики отечественного предпринимательства на основе сравнительного сопоставления с опытом зарубежных государств.
К тому же, в социологии предпринимательства важная роль уделяется личностным характеристикам самого бизнесмена. Именно от них зависит характер его бизнес-структуры, направленность деятельности и успех, которого может достичь человек, руководствуясь своими личностными особенностями.
Так, к характеристикам предпринимателя следует отнести ясное и адекватное понимание того, что есть предпринимательство, и с чего следует начать дело, чтобы оно имело свои основания. Также он должен уметь отделять реальные факты от мифов и домыслов, которые очень распространены в предпринимательских кругах. Умение давать взвешенные и справедливые оценки – еще одна черта. Если человек умеет смотреть правде в глаза, оценивать свои силы и соотносить их с реальными возможностями, то у него выйдет выстроить грамотные бизнес-отношения. Каждый лидер умеет находить действительно нестандартные решения для того, чтобы избавиться от проблемы или обыграть ее в собственную пользу.
Конечно, все вышеперечисленные качества можно объединить в один компонент – этический. Благодаря ему предприниматель принимает решения, несет ответственность как за самого себя, так и за свою команду.