Виды социологических исследований разнообразны, их можно объединить в несколько групп, зависящих от целей, задач, масштабов и частоте проведения:
В зависимости от задач социологические исследования делят на:
Разведывательное исследование ориентировано на получение оперативной социологической информации, применяется сжатый по объему инструмент, изучается небольшая группа респондентов.
Пилотажное разведыватльное исследование используется для проверки качества разработанного инструментария.
Описательное исследование ориентировано на получение информации целостного характера о рассматриваемом процессе или явлении. О состоянии объекта получают общую картину. Проблема должна быть воспринята целостно и полно, но без глубокого проникновения в суть дела. Аналитическое исследование характеризуется выявлением противоречий, причин, природы и способа разрешения проблемы. Между характеристиками изучаемого процесса или явления устанавливается связь, определяются факторы, оказывающие влияние на него как извне, так и изнутри.
Для проведения аналитического исследования необходимы глубокие теоретические знания, владение необходимыми умениями и навыками, проведение анализа сложных социальных проблем.
Повторные социологические исследования могут быть:
Панельные исследования проводят изучение одного социального объекта по единой методике и программе с определенным интервалом времени. Исследование ценностных ориентаций молодежи, ее жизненных планов, потребностей и интересов с периодичностью в пять лет.
Трендовые исследования – это повторные исследования без сохранения выборочной совокупности.
Исследуются профессионально-образовательные предпочтения учащихся 11 классов определенного населенного пункта. Каждый год обследуются учащихся 11 классов, т.е. при сохранении одного объекта исследования происходит постоянная смена единиц наблюдения.
При лонгитюдных исследованиях одну и ту же группу людей по одинаковым или близким проблемам изучают повторно на протяжение ряда лет. Временные промежутки напрямую зависят от природы изменений объекта. При лонгитюдных исследования, как правило, изучается молодежь.
Мониторинг – это повторные социологические исследования общественного мнения по различным вопросам и проблемам. К ним относятся проблемы отношения разных групп населения к
В зависимости от вида исследования одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному.