На современном этапе развития социологических исследований культуры социолог сталкивается с рядом проблем, обусловленных синтезным, комплексным характером предмета исследования – культуры, динамики ее развития и феноменов.
Основные интенции социологических исследований культуры
Сегодня культура, культурные процессы и феномены являются актуальным предметом изучения в рамках двух основных направлений реализации социологических исследований:
- социологии культуры, исходящей из представлений о специальной социологической теории, характеризующейся высокой степенью субъдисциплинарности;
- культур-социологии, которая позиционирует себя в качестве специфической парадигмальной области социологического знания.
Несмотря на то, что оба указанных научных направления изучают особенности культуры, ее феноменов и динамики, по своей сути, они представляют собой две принципиально различные стратегии социологического подхода к исследованию культур:
- социология культуры предпринимает попытки описания и анализа культурных моделей в аспекте включенности культурных компонентов в социальную жизнь;
- культр-социология изучает культуру социологическими средствами на метатеоретическом уровне.
Другими словами, второе направление претендует на статус фундаментального знания о социуме, в котором социальное понимается, интерпретируется и трактуется в терминах культурного, соответственно, не культура объясняется посредством социальных реалий, но сам социум изучается посредством реалий культуры.
Современные подходы к пониманию сущности культуры
Следует отметить, что категория культуры представляется настолько всеобъемлющей, тотальной, а ее границы настолько размытыми, что в терминах культуры можно описывать практически любое проявление социальной жизни.
В наиболее общем виде под культурой может пониматься предельный континуум смыслов, функционирующий в рамках определенного социального сообщества, поддерживаемый, используемый и изменяемый этим сообществом.
Именно этот смысловой континуум культурной модели, включая заимствования из других культурных моделей, задает пределы реализации всех форм человеческой активности в социуме.
В рамках любой культуры отмечается функционирование и противостояние двух тенденций:
- творческого, инновационного, креативного начала, направленного на изменения, трансформации культурной модели,
- стабилизационного, охранительного начала, обеспечивающего определенную меру стабильности, неизменности культуры, ее самотождественность.
Культура как объект социологических исследований
Традиционно актуальным объектом социологических исследований выступали именно стабилизирующие факторы, обеспечивающие сохранность, поддержание социального порядка, т. е. традиционная социология сосредотачивалась на детальном изучении тех параметров, которые обеспечивают возможность этой социальной жизни как таковой, позволяют достигать согласованности, кооперирования и взаимопонимания социальных действий, компенсирования определенных социальных функций, выполнение которых распределено по различным социальным институтам, социальным группам и организациям. Другими словами, в фокус внимания социальных исследований попадает стабилизирующее начало культуры, ее способность регулировать различные социальные практики.
В то же время следует отметить, что на современном этапе развития социологии актуальным объектом ее изучения выступает креативное начало культуры. Интенсификация темпов изменений, глобализация ресурсных обменов, взаимодействий между отдельными обществами и культурными моделями вынуждает обращать внимание на инновационный потенциал каждой отдельной культуры.
Таким образом, в центре внимания современных социологических исследований – различные аспекты культуры, как обеспечивающие ее стабильность, а, соответственно, и возможности регулирования социальных практик, социальной жизни в целом, так и креативные, обеспечивающие постоянное развитие социальных институтов, обуславливающие трансформации социальной действительности.