Социальные принципы
Педагогические детерминанты духовного и культурного развития общества в целом и личности в частности отражаются в социальных принципах. В них же отражаются существующие противоречия.
Если говорить о людях с ограниченными возможностями и инвалидах, то в применении к ним социализация будет означать процесс освоения социально-культурного опыта. Также социализация будет означать подготовку к самостоятельной жизни, активное участие в полезной деятельности, безусловно, освоение системой ценностей, знаний, умений, установок, правил поведения и норм межличностного взаимодействия.
Принцип социализации тесно связан с принципом непрерывного физкультурного образования и имеет общую аргументацию – социализация продолжается всю жизнь, а свое начало берет с момента рождения человека.
Совершенно понятно, что если нет главной человеческой ценности, которой является телесное здоровье, то освоить другие культурные ценности просто невозможно.
Не только экономическая структура общества определяет успешность социализации. Она определяется также идеологией институтов образования, здравоохранения, социального обеспечения, зрелостью общественного мнения, а также профессионализмом и компетентностью специалистов, потому что именно они осуществляют педагогическую деятельность с лицами, имеющими ограниченные функциональные возможности.
Адаптивная физическая культура в этом комплексном процессе занимает приоритетное место. Такие компоненты адаптивной физической культуры, как адаптивное физическое воспитание, двигательная рекреация, адаптивный спорт, имеют свои проявления в социализации.
Естественная потребность человека в движении, игре, эмоциях, общении, используются адаптивной физической культурой для воздействия на различные сферы жизнедеятельности. При этом создаются условия реализации настоящего гуманизма к людям с ограниченными функциональными возможностями и инвалидам.
Принцип гуманистической направленности означает:
- признание ценности каждой личности независимо от её способностей и создание равноправных условий для всех;
- телесное совершенствование сугубо индивидуальное, направленное на раскрытие потенциальных физических, психических, духовных возможностей и саморазвития личности;
- свободу выбора доступных форм двигательной активности.
Существуют педагогические подходы для реализации этого принципа:
- формирование целей и мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации; демократический стиль руководства и общения, доверие, чуткость, сопереживание;
- вариативность педагогических воздействий согласно индивидуальных возможностей.
Эти виды физкультурной деятельности в течение жизни могут меняться, усложняться в зависимости от возраста и потребностей личности и оставаться универсальным способом социализации личности.
Принципы социальных систем
В государственном управлении очень важно поддерживать баланс обмена между элементами, а эффективность обмена означает удовлетворенность всех элементов социальной системы.
Правительство изменяет обмен собственностями элементов, воздействуя на всю социальную систему и отдельные элементы. Если граждане удовлетворены обменом, то владельцы активов получают отдачу на инвестиции, уровень жизни население вполне удовлетворяет и обмен между элементами сбалансирован.
Социальная система в этом случае находится в устойчивом равновесии. В противном случае, внутри социальной системы происходят конфликты, и она выходит из равновесия.
Требования к условиям жизни растут с развитием социальной системы, что в свою очередь стимулирует изменения в управлении социальной системой с целью повышения жизненного уровня.
Люди стремятся увеличить производимые ими блага, но в социальной системе важным остается вопрос их распределения между элементами социальной системы. Если правительство, например, продаст ресурсы другим социальным системам, а от владельцев активов не получает взамен инвестиции, то население остается без работы. В результате нарушается баланс обмена, а проявится он в экономическом неравенстве. Показателем неравенства служит коэффициент Джини.
Условия для производства благ создает правительство, оно же управляет их распределением, следовательно, за отношения между элементами ответственность несет тоже правительство.
Таким образом, целью государственного управления является обеспечить граждан определенным уровнем жизни и сбалансировать обмен между элементами.
Правительство может повысить уровень жизни или снизить к нему требования. Снижение требований происходит под воздействием государственной идеологии.
Факторы для снижения требований:
- угроза нападением и, растущие в связи с этим расходы на вооружение;
- масштабные национальные проекты, военные действия;
- экономический кризис;
- политические ситуации, например, смена власти, революционные действия и др.
Более сложной задачей, требующей детального разбирательства, является повышение уровня жизни граждан.
Сохранение индивидуальности и обособленности каждого элемента системы является следующим принципом управления социальной системы. При попытке лишить индивидуальности элемент социальной системы, забрав часть собственности или функций, приводит к негативному воздействию на всю систему. В этом случае происходит нарушение взаимообмена между элементами, потому что при потере собственности или функции, владельцы активов теряют способность инвестировать.
Подобная ситуация для населения будет катастрофической, потому что приведет к обнищанию из-за неспособности зарабатывать.
Обмен между элементами может быть нарушен в том случае, если правительство берет на себя функции управления производством или вменяет элементам системы функции, им несвойственные. Возникнуть такая ситуация может тогда, когда власть управления или контроля инвестициями и трудом берет на себя правительство и вводит разрешительную или запретительную систему для владельцев активов.
Сохранение и повышение своей жизнеспособности, зависящей от уровня производительности, является основной целью социальной системы. Снизить свою жизнеспособность социальная система может в результате потери способности производить необходимое количество всех важных продуктов в результате их импорта их других социальных систем.
Социальная система и окружающая среда
Критерием прочности и жизнеспособности системы являются её отношения с окружающей средой. Внутри системы всё работает, чтобы её сохранить, а вот то, что происходит извне, представляет для неё большую опасность.
Опасность таит в себе окружающая среда, внося такие изменения, которые могут расстроить её функционирование. Спасительным моментом для системы является её способность к самопроизвольному восстановлению, способность установить состояние равновесия между собой и внешней средой.
Это говорит о природе её гармоничности – нарушение внутреннего баланса всего лишь случайные сбои в работе хорошо слаженной машины. Воспроизведение системы самой себя происходит без какого-либо участия индивидов.
Нормальное функционирование системы позволяет следующим поколениям спокойно вписаться в её жизнедеятельность и действовать согласно её правилам, передавая их следующим поколениям.
Социальные качества индивидов воспроизводятся в рамках системы, например, представители высшего класса, воспитывают своих детей в соответствии со своим образовательным и культурным уровнем.
Представители низшего класса воспроизводят недостаток своего образования в своих детях, естественно, помимо своей воли.
Система обладает способностью интегрировать в себя новые социальные образования и заставлять их работать по своим правилам на благо целого. Вновь возникающими элементами могут быть новые классы, социальные слои, новые институты, идеологии и др.