Понятие социальной потребности
Существует два вида потребностей:
- Естественные, то есть связанные с необходимостью поддержания жизнедеятельности организма человека.
- Социальные - созданные обществом.
Социальные потребности – это потребности человека в продуктах общественной жизни, то есть в труде, духовной культуре, досуге, социально-экономической и политической активности, включением в семейную жизнь, а также в различные коллективы и группы и т.д.
Социальные потребности возникают на основе естественных потребностей.
Потребности, являясь мотивом и стимулом, побуждают человека к деятельности, к удовлетворению своих потребностей; поэтому можно говорить о том, что без потребностей не может быть производства. В потребностях выражается зависимость человека от внешнего мира.
Социальные потребности - это выражение объективных закономерностей развития различных сфер жизнедеятельности как общества, так и самого человека, а потому те условия, которые окружают человека, не просто порождают потребности, но также создают и все условия для их удовлетворения.
Классификация социальных потребностей
В зависимости от мотивов социального действия. В зависимости от социальных институтов, через которые социальные потребности удовлетворяются.
Говоря о мотивах социального действия, Т. Парсонс выделил типовые переменные действия - то есть пары, которые определяют возможности выбора действий. Это пары между: действием в собственных интересах или с необходимостью учета потребностей окружения, стремлением удовлетворить сиюминутные потребности или отказом от этого ради удовлетворения перспективных и важных целей, ориентацией на присущие индивиду качества или ориентацией на социальные оценки, подчинением поведения правилам или учетом специфики момента и ситуации.
Например, человек хотел бы приобрести автомобиль, однако, не имея достаточных средств, он может повести себя по-разному: накопить средства, убедить родственников помочь ему. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия.
Очевидно, что на мотив влияет и система ценностей, и особенности темперамента, характера личности, однако сознательные, рациональные элементы играют большую роль в процессе мотивации социального действия. Поэтому М. Вебер в основу классификации социальных действий ставит целерациональное действие.
Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием того, чего хочет добиться человек, какие пути, средства наиболее пригодны, эффективны и т. п. Это значит, что человек соотносит как положительные, так и отрицательные средства и последствия, своих действий.
Говоря о социальных институтах, через которые индивид реализует свои социальные потребности, можно говорить о категориях социальной нормы и социального обмена. Если социальные нормы представляют собой некие общие правила взаимодействия участников социальных отношений, то социальный обмен - это обмен, который существует между членами общества, различными организациями и сферами, при этом, в отличие от обмена между людьми, не содержит в себе личностной составляющей.
Социальные институты – это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Социальные потребности выступают условием возникновения социальных институтов.
Социальные потребности можно разделить на:
- жизненно важные (неудовлетворение их влечет за собой ликвидацию социального субъекта или его революционное изменение);
- потребности на уровне социальных норм (эволюционное развитие социальных институтов);
- потребности на уровне минимальных социальных норм (сохранение, но не развитие социального субъекта);
- потребности комфортного функционирования и развития.
Самой важной потребностью социальной группы является расширение ее сфер деятельности и преобразование окружающей среди и социальных отношений.
Можно говорить о таких особенностях потребностей социальных групп, как массовость, устойчивость в пространстве и времени, взаимосопряженность.
Рисунок 1. Ключевые социальные потребности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значимость социальных потребностей
Социальные потребности личности ставятся на вторую ступень после физических. Однако, они являются более важными и необходимыми любого человека.
Значимость социальных потребностей выражается в следующем:
- каждая личность развивается только в общественной среде. Она не может существовать вне общества и удовлетворения социальных потребностей т.е. индивид никогда не станет личностью, если не будет удовлетворять социальные потребности;
- физиологические потребности в продолжении рода дополняются уважением, любовью, заботой, построением взаимоотношений между полами на основе верности, заботы, общности интересов, потребности в общении и взаимопонимании;
- без наличия социальных потребностей и их удовлетворения, человек ничем не отличается животного, уподобляется ему;
- успешным сосуществованием людей в социальной среде является удовлетворение потребностей в социальной активности, выполнению социально значимых ролей и трудовой деятельности, формированию положительных коммуникативных связей, добиться признания и успеха в обществе и системе его взаимоотношений.