Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные

Все предметы / Психология / Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные
Определение 1

Потребность (нужда) — это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности проявляются в соответствии с ситуационными факторами.

Понятие и признаки потребности

Потребность представляет собой нуждаемость в определенных вещах, это могут быть объекты материального мира, предметы, люди, общественные критерии. При их отсутствии индивид ощущает себя не комфортно.

Если учесть данное определение потребности, то нужда, чтобы стать потребностью, должна отвечать нескольким признакам:

  • Наличие дефицита предмета потребности, которое вызывает неудовлетворенность (потребность как желаемое благо);
  • Наличие соответствующих эмоций (от негативных эмоций на первом этапе, до позитивных после реализации потребности);
  • Фиксация на предмете нужды, когда сознание может выхватывать из действительности вещи, которые могут удовлетворить человека (например, испытывая чувство голода, индивид заостряетт внимание на продуктах и запахе пищи).

Потребностная система создается по особым правилам. Нужда присуща всем живым существам на планете, но, чем больше развит вид, тем выше будет уровень потребностей. Дереву необходимы питательные вещества из земли, солнечный свет, полив дождем. Человеку в качестве высокоразвитого животного требуется гораздо больше.

Чем старше индивид, тем обширнее становится перечень его потребностей. Ребенок может вполне обойтись без вещей, которые нужны взрослому человеку. Потребности представляют собой строго иерархичную структуру (одни являются первичными, другие — вторичными).

Поступки людей вызваны существованием определенной потребности, представляющей собой основной мотив деятельности. Мотивация получения желаемого способна двигать индивида вперед, заставляя его осуществлять соответствующие действия. Все, что создал человек за всю историю в рамках политики, экономики, искусства и науки, считается результатом деятельности в сфере удовлетворения потребностей.

Классификация потребностей Маслоу

Самая распространенная классификация потребностей (иерархия потребностей) представлена пирамидой Маслоу. Американским психологом потребности были расположены от низших к высшим (от биологических к духовным потребностям).

Готовые работы на аналогичную тему

Маслоу разделил потребности на следующие виды по иерархии:

  • Физиологические (вода и еда; все, что связано с человеческим телом и организмом).
  • Потребность в безопасности эмоционального и физического характера (стабильность, порядок).
  • Потребность в принадлежности (любовь, семья, дружба), т. е. социальная потребность.
  • Потребность в самоуважении (уважение, признание), т. е. потребность оценки.
  • Потребность в самоактуализации (саморазвитие, самовоспитание и др.).

Первые две группы потребностей автор теории относил к низшему уровню, а остальные – к высшим потребностям. Человеку присущи низшие потребности как индивиду или биологическому существу, высшие потребности свойственны личности или индивидуальности (социальному существу). Развитие высших потребностей нельзя представить без удовлетворения первичных потребностей. Тем не менее, после их удовлетворения духовные потребности будут не всегда развиваться.

Высшие потребности и стремление реализовать их обуславливают свободу индивидуальности. Развитие и формирование духовных потребностей напрямую относится к культуре и ценностным ориентациям общества, историческому опыту, который становится постепенно личностным опытом. По этой причине отдельно рассматриваются в психологии материальные и культурные потребности.

Виды потребностей человека

Потребности человека разделены учеными на биологические, социальные и идеальные. Биологические (органические, материальные) потребности включают необходимость питаться, одеваться, где-то жить и др.

Социальные потребности представляют собой необходимость общаться, вести общественную деятельность, получать общественное признание и др.

Духовные (идеальные, познавательные) потребности предполагают тягу к знаниям, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Все рассмотренные типы потребностей тесно связаны между собой. Биологические потребности в своей основе у человека становятся социальными в отличие от животных. У большей части индивидов социальные потребности преобладают над идеальными. Так, необходимость получать знания нередко выступает в качестве средства для обретения профессии (то есть стремление занять достойное положение в обществе).

Необходимо помнить о разумном ограничении потребностей. Это связано с тем, что, во-первых, не все человеческие потребности могут быть удовлетворены полностью, во-вторых, потребности не должны вступать в противоречие с нравственными нормами общества.

Разумные потребности включают потребности, которые способны помочь развитию в людях их подлинно человеческих качеств (например, стремление к правде, всему красивому, знаниям, желание делать добро людям и др.). Потребности находятся в основании проявления интересов и склонностей.

Интерес представляет собой целенаправленное отношение индивида к какому-либо объекту его потребности. Интерес человека концентрируется не столько на предмете потребностей, сколько на тех общественных условиях, которые способны сделать данные предметы более или менее доступными. В первую очередь, это материальные и духовные блага, которые обеспечивают удовлетворение потребностей.

Интересы определены позицией разных социальных групп и индивидов в обществе. Они, как правило, осознаются человеком и считаются важными побудительными стимулами к соответствующей деятельности. Принято несколько классификаций интересов: по носителю (индивидуальный, групповой, общественный), по направленности (экономический, социальный, политический, духовный).

От интереса необходимо отличать склонность. Категория «интерес» способна выражать направленность на некоторый предмет. Категория «склонность» отражает направленность на определенную деятельность. Не в любом случае интерес должен сочетаться со склонностью. Многое здесь будет зависеть от степени доступности определенной деятельности. В рамках потребностей интерес человека выражает направленность его личности, что во многом должно определять жизненный путь, характер деятельности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис