Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребности и интересы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Потребности и интересы
Потребности и интересы

Сущность понятия «потребности»

Определение 1

Потребность – это нужда человека в том, что является необходимым условием его существования. В наиболее общем виде потребность может считаться объективно необходимым условием существования или развития носителя потребности. Потребность является объективным условием, предпосылкой существования субъекта.

Осознанная потребность – это представление субъекта о том, что ему необходимо иметь, чтобы существовать и развиваться. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется ощущениями, которые являются стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто не совпадают с объективными, или даже противоположны им.

Определение 2

Потребности индивида – это объективно необходимые условия человеческого существования. Человек, как природно-социальное существо, имеет две группы потребностей: одни порождаются его физиологией и психологией, а другие конструируются обществом.

Статусные потребности – это объективно необходимые условия сохранения и развития статусной позиции. Работа человека зачастую представляет собой мощный фактор формирования статусных потребностей. Еще один источник этих потребностей – субкультура среды, к которой относится индивид. В такой ситуации статусная потребность переплетается с психологическими потребностями принадлежать к той или иной группе.

Классификация потребностей

Выделяют несколько типов классификации потребностей.

Марксизм, на основании закона возвышения потребностей, выделяет следующую их иерархию:

  • биологические – материальные и органические;
  • социальные – потребность общаться с окружающими людьми, общественной деятельности, общественном признании и пр.;
  • духовные – идеальные и познавательные.

Биологические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны. Биологические потребности в своей основе превращаются в социальные у человека. У большинства людей социальные потребности являются господствующими по сравнению с идеальными, так потребность в знаниях часто является средством обретения профессии, способом занять достойную социальную ступень.

Иерархия Маслоу:

  1. Первичные, или врожденные потребности:

    • физиологические – утоление голода, жажды, продолжения рода и пр. Эти потребности требуют удовлетворения, чтоб человечество могло продолжать свое существование. При их неудовлетворении могут отмечаться разрушительные для человеческого организма последствия. Физиологическими являются отдельные потребности, сконструированные культурой и человеческой жизнью в рамках определенной среды, а также повторяющимися образцами поведения: потребность в еде может перерасти в обжорство, гурманство или привередливость.
    • экзистенциальные потребности – необходимость защиты и безопасности, комфорта, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в ближайшем будущем и пр.
  2. Вторичные, или приобретенные потребности:

    • социальные – необходимость социальных связей, общения, привязанностей, заботы о другом человеке и внимание к себе, участие в совместной деятельности и пр. Групповая принадлежность выходит на первый план, если она не удовлетворена, человек чувствует себя одиноким, тяжело переживает отверженность.
    • престижные – самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. Потребность в самоуважении, которая предполагает потребность в определенной компетенции, уверенность, независимость и свободу. Неудовлетворение потребности в самоуважении приводит в чувству неполноценности, делает человека слабым, пассивным и зависимым.
    • духовные – самоактуализация, самовыражение, самореализация. Потребность в самоактуализации, или реализации потенциала – это желание человека стать тем, кем он может стать, то есть достичь вершины своего потенциала.
Замечание 1

Нельзя забывать о разумном ограничении потребностей, так как не все человеческие потребности можно удовлетворить в полной мере, а также потребности не должны идти в разрез с нравственными нормами.

Сущность понятия «интерес»

Определение 3

Интерес – это мотивационное состояние, которое побуждает к познавательной деятельности.

Любой интерес человека направлен, в первую очередь, на предмет потребности и общественные условия, благодаря которым относительно доступными становятся материальные и духовные блага, которыми и обеспечивается процесс удовлетворения потребностей. Интересы людей определяются также и положением в обществе каждой отдельно взятой группы или индивида; в разной степени осознаются людьми и являются важными побудительными стимулами к различным типам деятельности. Иными словами, интересы человека выражают направленность его личности, которой во многом определяется его жизненный путь, характер деятельности и пр.

Классификация интересов:

  • по носителю: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по направленности: экономические, социальные, политические, духовные.
Определение 4

Объективный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и сумма средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить.

Объективный социальный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибут статусной позиции и статус, состоящий из совокупности прав, обязанностей и условий, а также набор специфических интересов для данной позиции.

Определение 5

Осознанный интерес – это представление субъекта о том, как лучшим образом удовлетворить свою потребность. Такой интерес может совпадать с объективным, может отличаться от него, а может идти в абсолютно противоположном направлении. Именно осознанный интерес – непосредственная причина человеческой деятельности.

От интереса необходимо отличать склонность – это избирательная направленность индивида на определенный тип деятельности, побуждающей ею заниматься. Ее основой выступает глубокая устойчивая потребность индивида осуществлять определенную деятельность, стремление к совершенствованию умений и навыков, связанных с этой деятельностью. Появление склонности обычно выступает как предпосылка развития соответственных способностей. Не всегда интерес будет сочетаться со склонностью, это зависит от степени доступности того или иного рода деятельности.