Бизнес как институт
Социальный институт является формально (или неформально) установленным образованием, которое регулирует отношения в обществе, образ жизни и поведение человека, его мировоззрение и состояние. В нашем обществе к формальным институтам относятся такие, как право, банковская система, финансовая система, механизмы государственного управления и регулирования, а также разнообразные формы по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг.
Экономическая сфера является одной из целостных и влиятельных среди остальных социальных институтов. Одним из ее ключевых направлений выступает бизнес. Он определяет конкурентоспособность внутренней и внешней экономики, а также устанавливает взаимное доверие между населением, бизнесом и государственными структурами.
Являясь социальным институтом, бизнес становится сложным образованием, и включает в себя весь многообразный комплекс не только взаимосвязанных, но и противоречивых сил, действий и тенденций, которые характерны современному динамично развивающемуся и изменяющемуся обществу.
Любой бизнес в конкретной сфере должен учитывать способности своих участников и организаторов (функционеров), а также направлен на выработку ключевых и оптимальных принципов, стандартов поведения, социально-экономических норм. Успешный бизнес – это тот, который способен взаимодействовать с другими социальными структурами и институтами, при этом работая не в ущерб как себе, так и остальным участником бизнес-процесса.
Функции бизнеса как социального института
Функции бизнеса как социального института весьма разнообразны. В первую очередь, любой бизнес и его продукты (товары, услуги) направлены на то, чтобы удовлетворить потребности определенных слоев населения, которые используют эти товары и услуги. Именно поэтому, чтобы достичь поставленной цели, любая бизнес-организация должна реализовывать ряд важных функций, которые обеспечат грамотное распределение обязанностей, ресурсом и подготовят специалистов во всех сферах конкретного бизнеса. В этой связи, основные функции бизнеса связаны с поддержанием норм и правил, а также определенной философии своей организации. Необходим контроль за деятельностью, ее регулирование на сложных этапах (особенно в начале ведения бизнес-организации, когда ей необходимо закрепиться в системе и заявить о своей надежности и авторитете).
Основными явными функциями бизнеса как социального института авторы и исследователи в данной области называют следующие:
- Функция закрепления и воспроизводства системы правил и норм поведения. Представители бизнеса и его участники должны соответствовать и следовать заранее выбранным и предписанным стандартам. Это касается уровня образования, модели поведения друг с другом и с представителями иных бизнес-структур. Благодаря этому в обществе формируются некоторые бизнес-традиции, а также обеспечивается иерархия и порядок в удовлетворении основных потребностей населения.
- Функция регулирования взаимоотношений между членами общества. Бизнес проникает во все сферы жизни человека. Он может влиять не только на экономические и политические процессы, но и на культурную жизни и деятельность индивида. Любые процессы, которые происходят в жизни человека, зависят не только от его желаний и устремлений, но и от возможностей и тех предложений, которые есть у бизнеса для удовлетворения пожелания клиента. Таким образом, в нашем обществе существует система товарообмена, которая определяет отношения между членами общества: между продавцом и покупателем, между потребителем и производителем.
- Функция интеграции. Иными словами, это действия, которые направлены на создание условий сплочения индивидов, а также на создание взаимозависимости среди членов бизнес-сообщества. Эта функция считается одной из основных, поскольку она обеспечивает выживание бизнеса путем координирования усилий сотрудников, подразделений и руководства в трудных условиях. Например, создание стратегии дальнейшего развития в условиях кризиса.
- Функция передачи опыта в бизнес-структуре. Эта функция реализуется не на локальном, а на глобальном уровне. Связано это с тем, что в каждой стране существует некоторая традиция, свой кодекс бизнесмена, традиции торговли и обслуживания, которые передаются из поколения в поколение. Мы нередко можем слышать, что в европейский странах свои стратегии и традиции, которые разительным образом отличаются от ведения бизнеса в России. Именно в этом и состоит смысл данной функции. конечно, сейчас, в условиях глобализации, многие страны открыты к предложениям и готовы делиться своим опытом, но не все инновации приживаются, поскольку отличается менталитет, образ мышления и мировоззрение.
Особенности бизнеса в современном мире
Основная особенности бизнеса в современном мире – это то, что практически любой человек может заниматься этим. Это не предполагает особого образования (хотя данный аспект весьма желателен). Ключевым является наличие стартового капитала. Бизнесом сегодня могут считаться домашние и локальные мастерские, где занимаются изготовлением машин, станков, одежды и обуви, или ателье, где шьют эксклюзивную одежду на заказ.
Особую роль играет бизнес в интернете. Поскольку доступ к социальным сетям имеет практически каждый человек, то он может создать свою бизнес-ячейку. Это может быть продажа бизнес-услуг, дизайнерская деятельность, написание программ, статей, научных работ, новостей и подводок к выпускам.
Таким образом, бизнес как социальный институт можно считать одним из самых прогрессивно развивающихся, причем способствуют этом глобальные социальные сети, ведь благодаря им можно находиться клиентов со всех точек мира. Конечно, в таких условиях повышается конкуренция, поэтому важно не только количество услуг, но и их качество, чтобы бизнес и его представитель (или представители) зарекомендовали себя как надежные и преданные своему делу люди.