Понятие «социальное поведение»
Социальное поведение выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Социальное поведение индивида или социальной группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Проблема социального поведения
Проблема социального поведения личности или отдельное социальной группы напрямую с тем, что личность и представители широких социальных групп утратили свою прежнюю социальную идентификацию. Это очень актуально, ведь именно социальная идентификация выступает в качестве первичного основания для поведенческой ориентации.
В целом проблема социального поведения носит более философский, нежели социологический характер, хотя ее исследованиями занимались многие ученые из области социологии, например Питирим Сорокин. Одной из центральных проблем социального поведения он определил проблему социальной генетики и проблема прогресса.
Прогресс означает выявление большего количества санкций, а также норм и правил, которые оказывают жесткое влияние на поведение человека, на его свободы и права. В этом и заключается проблема: не каждый готов подчиняться новым правилам: люди идут вопреки нормам, стараясь проявить себя, свой внутренний мир, мировоззрение.
Многие делают это мирным путем – предлагают изменения, реформы, обсуждают это друг с другом и высокопоставленными органами. Но есть и те, для кого проявить себя – значит пойти против всех остальных, устраивая забастовки, восстания, поднимая бунты и организовывая революционные движения. Все это ведет к разрушительным последствиям, которые не только пресекают процессы развития, но и ведут к кризису в обществе, деградации личности, и полному разрушению общественного порядка.
Таким образом, социальное поведение, сталкиваясь с данными проблемами, нуждается в путях регуляции, поисках специфических механизмов для профилактики и устранения негативных последствий. Отсюда со стороны правящих органов необходимо ужесточение общественных норм нравственности и права. Важно показать, что проявляя себя, человек не всегда может добиться положительного результата, если его действиями движет негатив и стремление к созданию «чего-то нового, вопреки», но никак не обдуманность, учет чужих мнений, взглядов, норм и ценностей. Мы живем в очень разнообразном мире, где сосуществуют представители разных религий, конфессий, этносов и национальностей, со своими особенностями, и необходимо учитывать мнение каждого человека, чтобы общее социальное поведение отличалось положительностью, инновационностью, стремлением к новой, лучшей жизни.
Итак, проблемы социального поведения привлекают внимание со стороны большого количества исследователей, психологов и социологов, а также философов. Каждый предлагает свои способы интерпретации проблемы и пути к ее решению.
Методы коррекции поведения
Методы коррекции социального поведения напрямую зависят от основных его вариантов. В современной науке выделяют несколько ключевых вариантов социального поведения:
- Стандартное (нормативное) поведение индивида или социальной группы;
- Пограничное (маргинальное) поведение индивида или социальной группы;
- Нестандартное (ненормативное) поведение индивида или социальной группы – также подразделяется на творческое (креативное) поведение, отклоняющееся (девиантное) поведение);
- Патологическое поведение индивида или социальной группы.
В социальном поведении любого типа и вида зачастую ставятся конкретные цели. Для их решения необходимо использовать следующие методы:
- Во-первых, необходима диагностика в случае отклоняющегося поведения, а также дифференциация конкретного случая от других феноменов социального поведения индивида или социальной группы.
- Во-вторых, всегда важно планирование профессионального воздействия на социальное поведение индивида или социальной группы.
- В-третьих, очень важна динамика поведения личности, а также оценка эффективности работы с ней, так как от этого напрямую зависит результат: будет ли он достигнут в полной мере, или в ходе деятельности цели необходимо заменить на более доступные.
Выбор методов предложен также рядом психологов и педагогов. Среди них выделены следующие:
- Формирование эффективной и обоснованной мотивации;
- Интеграция индивидуального опыта в групповое социальное поведение;
- Совершенствование путей и способов саморегуляции социального поведения;
- Повышение таких качеств, как стрессоустойчивость, выносливость, расширение ресурсов личности или социальной группы.
В качестве еще одного метода коррекции социального поведения исследователи выделяют повышение уровня социальной адаптации личности. Это связано с тем, что окружающий мир постоянно меняется, меняются условия жизнедеятельности, существования, выживания организмов, и к ним необходимо постоянно приспосабливаться, чтобы накапливать позитивный опыт и транслировать его будущим поколениям, формируя их мировоззрение, ценностные ориентации, что и является основой любого социального поведения.