Методология исследования в социальной работе
Методология науки характеризует компоненты научного исследования, предмет анализа, его объект, задачи исследования, исследовательские средства. Она создает представление о последовательности действий ученого в процессе исследования.
Методология научного исследования – это форма организации научного знания и деятельности, включающая соответствие содержания и структуры задачам исследования, основные принципы, методы, проверку истинности результатов и их интерпретацию.
Для методологии науки характерны три уровня - философско-гносеологический, теоретический и эмммпирический.
Философско-гносеологический уровень включает теорию познания, логику, общую методологию научного исследования. Методология как учение об организации научно-исследовательской деятельности та часть теории познания, которая изучает организацию процесса научной деятельности.
Теоретический уровень представляет теоретический подход к исследованию явлений, опирающийся на данные определенного научного анализа. Теория – это концептуальная система знаний; знание, логически организованное, целостно и адекватно отражающее определенную область действительности. Теория включает совокупность умозаключений, суждений, взглядов, представляющих собой результат познания изучаемых процессов и явлений объективной действительности.
Эмпирический уровень характеризуется изучением методов и технических приемов исследований. Эта структура отображает взаимосвязь теории, концепции и практики.
Понятие и структура социального исследования
Методика исследования – это совокупность различных технических приемов, частных операций, связанных с данным методом, а также их взаимосвязь и последовательность. Это упорядоченная система приемов, операций, процедур, правил исследования, основанных на сочетании одного или нескольких приемов.
Научное исследование – это форма развития и существования науки.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методических, методологических, организационно-технических процессов, взаимосвязанных одной целью: получить достоверную информацию об изучаемом процессе или явлении для дальнейшего использования в социальном управлении.
Исследование в социальной работе – это процесс получения социологических данных, необходимых для выявления проблемы, разработки методов сбора информации, анализа и интерпретации полученных данных.
Конечной целью исследования является практическое решение социальных проблем, осуществляемое благодаря управлению конкретными социальными процессами, их прогнозированием и планированием.
Структура организации научных исследований включает следующие компоненты:
- общие вопросы исследований (теория, методы, методология);
- процессы научных исследований (средства, формы, методы познания);
- методика научных исследований (выбор методов и средств, конкретных форм, эффективных в социальной работе);
- технология научных исследований – совокупность знаний об процессах исследований и методике их осуществления.
Научно-исследовательская деятельность направлена на получение и применение новых знаний.
Классификация типов исследования в социальной работе
Исследования в сфере социальной работы разнообразны. Классификация типов исследования основана на критериях, отражающих основные характеристики и интересы научного исследования.
Классификация типов исследования:
- по характеру направленности в связи «теория-практика»: фундаментальные исследования (направлены на развитие теоретических аспектов науки, ее истории и научного статуса); прикладные исследования (решают теоретические вопросы практической направленности и практические задачи – разработки, монодисциплинарные и междисциплинарные исследования);
- по содержанию в цепи «теория-практика»: социологическое исследование (способ развития и накопления социологического знания, сознательная концентрация отдельного исследователя на заранее определенных и ограниченных задачах); педагогическое исследование (научная работа, проведенная для получения знаний и педагогической реальности – принципы, методы, закономерности, содержание воспитания и т.д.; наблюдение и описание фактов, формулировка проблемы, предложение путей решения проблемы на основании анализа теорий и предыдущего опыта, результаты в виде новых правил, теорий, средств, методов, учебных пособий и др.); психологическое исследование (изучение психических явлений); социальное исследование (междисциплинарное исследование, исследование конкретных социальных проблем, , в том числе и в социальной работе);
- по источнику финансирования: бюджетные исследования (финансирование из средств бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ); хозяйственно-договорные исследования (финансирование организациями-заказчиками по договорам); нефинансируемые (выполнение исследования по индивидуальному плану преподавателя, по инициативе ученого);
- по содержанию задач исследования: разведывательное исследование (основывается на упрощенной программе, небольшом инструментарии, включает небольшие обследуемые совокупности, используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований с целью получения дополнительной информации об объекте и предмете исследования, выявления возможных трудностей при исследовании); описательное исследование (получение эмпирических сведений, предоставляющих целостное представление о рассматриваемом явлении и его структурных элементах; аналитическое исследование (углубленный вид социологического анализа – описание структурных элементов явления, выявление причин его возникновения; носит комплексный характер); эксперимент – разновидность аналитического исследования (создание экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования рассматриваемого объекта);
- по времени изучения состояния предмета: точечное, или разовое исследование (получение информации о количественных характеристиках и состоянии предмета, процесса, явления в момент его изучения); повторное исследование; панельное исследование (изучение одних и тех же индивидов через определенные периоды времени, исследование динамики и тенденции развития социального процесса или явления во времени); лонгитюдное исследование (разновидность повторного комплексного, многоцелевого социально-психологического исследования; описание этапов социального и психического развития молодежи в процессе самоопределенияя); поколенное исследование (изучение когорт в течение определенного времени); монографическое исследование (изучение социального явления на одном объекте, выступающем представителем всего класса подобных объектов); сравнительное исследование (сопоставление информации, полученной в разных социальных подсистемах или в разные периоды);
- по степени сложности проведения повторных исследований: простое повторное исследование; промежуточное исследование; сложное исследование;
- по условиям проведения исследования: полевое исследование; экспериментальное, лабораторное исследование;
- по продолжительности исследования: короткие (2-3 мес); средние (4-6 мес); продолжительные (7-9 мес).