Понятие эксперимента в социальной работе
Эксперимент – это исследование путем построения опыта отдельного фактора или совокупности факторов на переменную, интересующую исследователя.
Истинный, или лабораторный эксперимент – эксперимент, нацеленный на проверку теоретической гипотезы, происходит при максимальном контроле над уровнем воздействия независимой переменной, изоляции воздействия посторонних влияний, оказываемых внешними переменными.
Полевой эксперимент – метод оценочных исследований, ориентированных на практику. Выделяют два типа полевых экспериментов: эксперименты, улучшающие и эксперименты, дублирующие реальный мир (Р. Готсданкер).
Принципы планирования эксперимента в социальной работе:
- контроль уровня независимой переменной;
- изоляция воздействия на зависимую переменную независимой переменной;
- многократное повторение полученных результатов;
- рандомизация – спонтанное распределение субъектов по разным экспериментальным группам и условиям эксперимента.
Объект эксперимента в социальной работе – отдельные индивиды и социальные сообщества.
Типологизация экспериментов
Классическая схема эксперимента – «метод различия» - была разработана Дж. С. Миллем в 19 веке.
Согласно данной схеме два объекта выравниваются по наиболее значимым признакам. Чем больше параметров учитывается во время проведения эксперимента, тем надежнее эксперимент.
Лабораторный (полевой) этап эксперимента – собственно эксперимент, во время которого одна группа объектов подвергается воздействию экспериментальной переменной. Для уточнения полученных результатов сопоставляются параметры с экспериментальной группы с параметрами группы, не принимающей воздействий. При нулевом или незначительном различии констатируется отсутствие связи. Причинная связь устанавливается, если использование экспериментальной переменной существенно изменяет распределение рассматриваемого признака.
Классическая схема проверки гипотезы включает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Экспериментальная группа – группа, в отношении к которой используется рассматриваемая независимая переменная. На контрольную группу экспериментальное воздействие не распространяется.
Этапы организации и проведения эксперимента
В социальной работе в качестве объектов эксперимента отбираются группы, идентичные по составу.
Идентичность экспериментальной и контрольной группы можно достичь следующим образом:
- попарное выравнивание социальных объектов по значимым переменным, выбранным до проведения эксперимента; выравнивание происходит путем подбора для каждого объекта из экспериментальной группы соответствующего идентичного объекта из контрольной группы (возраст, пол, образование, специальность и т.д.);
- выравнивание частотных распределений;
- рандомизация - случайное распределение объектов по группам, убирает систематические отличия по всем признакам в группах.
При рандомизации весь массив объектов перемешивают и равновероятно делят. При этом должна быть одинаковая вероятность попадания объекта в экспериментальную или контрольную группу. Для этого отбор в группы осуществляют при помощи таблиц случайных чисел.
Рандомизация применяется, когда нет возможности точно установить, что между группами различия контролируются по значимым признакам.
Для определения производимого экспериментальной переменой эффекта, проводят по несколько замеров в обеих группах.
Претест – предварительный замер, проводится до начала воздействия рассматриваемой переменной на экспериментальную группу. Различия между значениями зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группах должны быть минимальными.
После воздействия определенного стимула на экспериментальную группу, проводят в обеих группах замеры.
Если в экспериментальной группе значение зависимой переменной статистически значимо от значения протеста, статистически значимо превышает его значение в контрольной группе, то делают вывод о том, что переменная-стимул и переменная-реакция связаны между собой. Гипотеза принимается как не опровергнутая или опровергается.
Анализ корреляций лучше всего использовать для поиска тесных зависимостей, после чего выбирать из них те гипотез, которые нуждаются в дополнительной валидизации.
Для установления ковариации до и после использования независимой переменной замеряются значения зависимой переменой (группа сравнивается сама с собой). Или, данные по группе, где использовалась независимая переменная, сравнивают сданными, где она не применялась сравнивается экспериментальная группа и контрольная).
Для утверждения о причинной зависимости между переменными соблюдаются следующие условия:
- причина должна предшествовать следствию, эффект наблюдается после использования экспериментальной переменной;
- статистическая зависимость одного признака от другого;
- возникновение признака-следствия должно быть тесно связано только с экспериментальным признаком.
Этические проблемы в социологическом эксперименте
Сложной методической и этической проблемой выступает распределение испытуемых по группам. На результат эксперимента может существенно повлиять сообщение человеку, что он включен в контрольную группу.
Если испытуемым не сообщать о замысле исследования, то могут проявиться этические сложности, связанные с тем, что индивид становится объектом манипуляции.
Чаще всего испытуемые не должны знать реальные гипотезы исследователей. В полевом эксперименте предусматривается существование «легенды», которая скрывает истинные намерения экспериментатора.
В социальной исследовательской работе факт манипулирования людьми неизбежен.
В социологических исследованиях отсутствуют схемы, выступающие основанием для анализа значимости переменных. Для испытуемых значительными параметрами могут оказаться те, которые экспериментатором серьезно не воспринимаются.
Очень сложно, но необходимо проконтролировать все значимые переменные. С этой целью исследователь создает исходя из собственных теоретических представлений измерительные конфигурации. Сравнение позволяет установить между группами различия. Манипуляции с объектами эксперимента помогают включить в вывод суждения о причинной зависимости между переменными.