Понятие культуры в социологии
Понятие культуры в социологии рассматривается как многообразное явление, которое имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях, направленных на формирование, осознание и последующее распространение идей, предметов, ценностных ориентиров, значимых для данного общества.
Сама по себе культура это явление сложное как по характеру, так и по форме. Составляющие ее элементы могут выступать в различных формах: идеи, верования, традиции, технологии, произведения искусства и т.д. Все эти элементы являются неотъемлемой частью формирования культуры общества.
Успешное развитие культуры зависит от того, насколько успешно развиты у членов общества способности к передаче имеющихся знаний следующим поколениям.
Культура это явление, которое не передается генетически, она создается людьми и ей необходимо обучаться. Каждое поколение передает свои знания в области культуры последующему – этот процесс составляет основу социализации.
Именно в результате освоения установленных в обществе норм, правил, ценностных ориентиров, идеалов происходит формирование личности ребенка.
Виды культуры в социологии
Каждое человеческое общество имеет свою особенную культуру. Отличия их связаны с особенностями условий жизни, наличием или отсутствием ресурсов, имеющимися ритуалами и традициями, уровнем социального развития.
В социологической науке выделяют два вида культуры:
- материальную, которая включает в себя продукты производства, орудия труда, здания, технику.
- нематериальную, то есть имеющиеся в обществе знания, ценности, идеологию, язык, духовное развитие.
Основные функции культуры
В социологии выделяют следующие функции культуры:
- Преобразовательная функция, суть которой состоит в том, что преобразование природы человеком происходит исходя из физических потребностей существования и под влиянием социальных потребностей в жизненном пространстве необходимом для деятельности человека и его культурного творчества.
- Познавательная (гносеологическая) функция, состоящая в накоплении и углублении знаний о свойствах вещей, явлениях внеш¬него мира и законах его развития. Отсутствие этих знаний делает невозможным процесс преобразования и освоения человеком природы.
- Сигнификативная функция, сферу которой составляют умозаключения человека о смысле и значении явления, которые являются объектами культуры, с целью определения их места в цепочке накопленного человечеством культурного опыта. Данную функцию культура реализует через систему знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов. Благодаря осуществлению данной функции осуществляется фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.
- Функция исторической преемственности или передачи социального опыта. Данная функция является одной из центральных, так как именно в процессе осуществлении этой функции происходит передача социального опыта от одного поколения к другому. Таким образом, культура выступает в роли коллективной че¬ловеческой памяти.
- Коммуникативная функция, с помощью которой обеспечивается общение людей не только на межличностном уровне, но и общение между поколениями, представителями различных культурных общностей.
- Ценностно-ориентационная функция культуры, формирующая у человека представления о содержании таких культурных ценностей, как благо, истина, добро, красота, спра¬ведливость.
- Социализирующая функция, благодаря которой происходит успешная социализация личности в обществе. В процессе усвоения культурных ценностей личность приобретает знания, умения, навыки необходимые для осуществления социальной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура способствует процессу эффективного формирования личности в процессе усвоения социального опыта, который необходим для выполнения предназначенных личности социальных функций.