Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы социологии культуры

Проблемы социологии культуры

Любое сообщество (государство, этническая общность, народность и т.д.) в процессе своего исторического развития создает свою собственную культуру, передающуюся из поколения в поколение и сопровождающую индивида на протяжении всей его жизни.

Перед социологами возникает проблема определения культурных универсалий в человеческой культуре. Существует более 70 культурных универсалий, характерных всем обществам (Дж. Мердок), самые важные из них:

  • символы,
  • язык,
  • религия,
  • обычаи,
  • этика,
  • образование,
  • ритуалы,
  • искусство,
  • изготовление орудий труда,
  • нательные украшения,
  • сексуальные ограничения,
  • спорт и т.д.
Замечание 1

Все универсалии существуют потому, что удовлетворяют самые важные социальные, биологические и психологические потребности.

Этноцентризм и культурный релятивизм

Значительной проблемой социологии культуры являются этноцентризм и культурный релятивизм.

Оценочные суждения человека о других культурах является важной проблемой социологии. Люди склонны оценивать другие культуры через проекции своей собственной культуры.

Определение 1

Этноцентризм – это психологическая установка оценивать и воспринимать другие культуры, поведение представителей этих культур через собственную культуру. Собственная культура расценивается как единственно правильная, она превосходит другие культуры.

Все, что отклоняется от обычаев, норм, системы ценностей, типов поведения, привычек, считается неправильным и низкопробным, неполноценным по отношению к собственным проявлениям культуры.

Для этноцентризма характерно (Д. Кемпбелл):

  • оценивать обычаи и нравы своей культуры как универсальные, приемлемые и обязательные для всех;
  • воспринимать ценности и нормы своей социальной общности как безусловно верные;
  • считать все, происходящее в собственной культуре, правильным и естественным, а в других культурах – неправильным и неестественным;
  • испытывать по отношению к другим этническим группам неприязнь;
  • при необходимости оказывать всестороннюю помощь членам своей группы, гордиться своей группой.
«Проблемы социологии культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этноцентрическое отношение к собственной культуре встречается в различных частях мира у многих народов. Принижение других культур при высокой оценке своей собственной культуры основывается на убеждение, что своя культура – для «людей», а иная – «варварская». Например, такие убеждения можно встретить у народа мундуруку в Южной Америке, у азиатской народности сан, в Африке у племени банту, в Северной Америке у эскимосов.

Ярко выраженный этноцентризм можно было наблюдать у европейских колонизаторов, рассматривающих неевропейцев как расово-, культурно-, социально-неполноценных. Провозглашая собственные культурные стандарты единственно верными и абсолютными всякое отклонение от европейского образа жизни осуждалось, не допускалась даже мысль о том, что у туземцев могут быть собственные стандарты.

В условиях ослабления государственной власти, нестабильности общества этноцентризм может перерасти в воинствующий национализм, в ксенофобию.

Замечание 2

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Ни одна особенность и ценность культуры не может быть полностью понята, если оценивать ее отдельно от целого. Культурный релятивизм несколько нивелирует действие этноцентризма и способствует поиску способов сотрудничества и взаимного обогащения разных культур.

Наилучшим путем восприятия и развития культуры в обществе является сочетание группового релятивизма и этноцентризма, когда личность, испытывая гордость за культуру своей общности, способен понять иные культуры, оценить их значение и самобытность.

Проблемы социологии культуры в 20 веке

В начале 20 в. немецкие социологи М. Вебер, К. Манхейм, Г. Зиммель, М. Шелер указали на необходимость социологического анализа культуры. Социологические идеи того времени формировались и развивались на основываясь на стыке философских, исторических и социологических знаний. На социологический анализ культуры большое влияние оказывали: философия жизни, баденская школа неокантианства, историософские концепции, идеи К. Маркса, феноменологическая философия.

А. Вебер предложил свое понимание социологии культуры, которая должна была стать наукой о человеческой истории. В его концепции существуют разные аспекты бытия:

  • культура (философия, религия, искусство, нравственность) – выполняет смыслообразующую функцию;
  • цивилизация (научно-технический аспект) – обеспечивает поступательность и преемственность исторического процесса, предопределенного постоянным развитием науки и техники;
  • социальный аспект (материал для выстраивания социально-исторического потока) – выполняет объединяющую роль.

Социология культуры должна способствовать постижению логики истории (А. Вебер).

В середине 20 в. широко распространяется структурный функционализм (Т. Парсонс). В рамках «теории социального действия» культуре отводится важное значение: культурные факторы играют основную роль в процессе социального изменения, в поддержании социального порядка. Культура выступает в качестве особой под системы в пределах системы социального действия.

Культура рассматривается как основная сила, связывающая многообразные элементы социального мира, системы действия. Она выступает посредником при взаимодействии различных агентов, соединяет личность с социальными системами. Культура может становиться элементом других систем.

В социальной системе культура воплощена в ценностях и нормах, а в системе личности - усваивается агентом.

Система культуры может существовать отдельно в виде социального запаса знаний, понятий и символов.

Культура в структурном функционализме рассматривается с точки зрения ее взаимоотношений с другими системами действия. Культура – это структурированная и упорядоченная система символов, являющаяся ориентиром для агентов. Из-за субъективного и символического характера может легко передаваться от одной системы к другой.

Символический характер культуры позволяет ей контролировать иные системы действия.

Структурный функционализм широко распространен и в современном мире. Культура понимается одновременно и как автономия, и как взаимодействие социальной структуры, культуры, личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot