СМИ как социальный институт
Массовая коммуникация представляет собой систематическое распространение сообщений среди рассредоточенных и обширных аудиторий. Основная цель ее заключается в информировании и оказании идеологического, политического и экономического воздействия на аудиторию. Средства массовой информации могут влиять на мнение и поведение людей, и их часто используют для формирования общественного мнения относительно определенного явления или процесса.
Поскольку в ХХ веке средства массовой информации получили новый статус, их исследованием заинтересовалась и социологическая наука. Как результат – появление нового направления, получившего название «Социология средства массовой информации». Она занимается анализом структуры и политической деятельности медиа-организаций, а также исследованием структурно-функциональных взаимосвязей, которые формируются между средствами массовой информации и государством. СМИ взаимодействует с социальными группами и сферами общественной жизни, такими, как:
- экономика;
- политика;
- образование.
Социологи также проводят глубокий анализ самой социальной группы, в которую входят журналисты и редакторы, интеллектуалы и эксперты в различных отраслях. Их задача состоит в производстве информации, управлении информационными потоками и представлении исключительно той информации, которая может быть наиболее влияющей на человека, на его мнения, идеалы и ценности.
СМИ – это полноценный социально-политический институт. Это значит, что средства массовой коммуникации имеют организационно-правовую закрепленность в обществе. Их можно изучать в качестве функционирующих социальных организаций, ведь они обладают всеми атрибутами, которые свойственны любой организации. СМИ имеют черты финансовых, научных и промышленных компаний, которые регулярно осуществляют свою деятельность и принимают участие в удовлетворении потребностей общества. При этом социолога будут интересовать институциональные цели, ясно определенные и превращенные в специфическую политику и организационную практику; внутреннее разделение труда и ролевая дифференциация; иерархические структуры; каналы организационной коммуникации.
Функции СМИ как социально-политического института общества
Являясь важнейшим социальным институтом, СМИ выполняют несколько значимых функций.
Во-первых, они принимают участие во всестороннем информировании людей о происходящих событиях и явлениях, об изменениях, которые есть в обществе, а также о тех прогнозах, которые могут тем или иным образом воздействовать на ежедневные человеческие практики.
Во-вторых, СМИ создают и развивают новые системы коллективной и личностной связи. Когда люди получают информацию, они начинают взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениями, высказывать свою точку зрения. На этом фоне могут находить друг друга единомышленники, коллеги и партнеры, и точно так же эти группы могут разбиваться. Поскольку внутри них так и не сформировалось единого мнения относительно происходящего.
В-третьих, СМИ отвечают за оказание идеологического и политического влияния на населения. Масс-медиа используют в своей работе политики и идеологи, если у них есть задача сделать общество более структурированным, мягко навязать конкретную точку зрения. этим нередко пользуются в преддверии выборов, когда гонка набирает обороты, и кандидаты борются за внимание и голоса избирателей.
СМИ является безусловным источником просвещения и развлечения, могут пропагандировать достижения науки и культуры. С помощью масс-медиа в любом обществе создаются символические формы и значения, которые в дальнейшем транслируются. Одновременно с этим информация имеет различную окраску, и поэтому ее можно считать структурированной. Она может быть классифицирована по жанровым особенностям и назначению передаваемых сообщений:
- художественная – рассказ, драма, опера, концерт;
- научная – научные статьи, передачи о науке, лекции, дискуссии и доклады;
- публицистическая – комментарии, полноценные репортажи, очерки и выпуски новостей.
Нельзя сказать, что средства массовой информации независимы – исходя из их функций, СМИ становятся зависимы. Их контролируют различные общественные системы, и в то же время СМИ сами являются важнейшим социальным институтом социального контроля. В первом случае в деятельность СМИ нередко происходит вмешательство государства с помощью цензуры или других средств контроля, либо посредством различных экономических рычагов. В свою очередь, СМИ воздействуют на общественное сознание, формируют общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения. Таким образом, они выполняют функцию социального контроля.
Совсем неслучайно СМИ называют четвертой властью – они способны влиять на мнения людей, на их идеологию. Политические лидеры могут через средства массовой информации внедрять определенные мнения и идеи, которые будут выгодны именно им. При этом у человека всегда есть выбор, каким мнениям придерживаться, чтобы далее существовать, реализовывать свою работу, взаимодействовать с другими участниками общества, схожими по идеологии или различными по своим взглядам.
Среди функциональных средства массовой информации выделяют печатные издания (газеты и журналы), радио, телевидение и Интернет. Интернет сегодня – это главный механизм продвижения отдельных идей и взглядов. А еще в Интернете люди работают, общаются, ищут данные для своей деятельности, отдыхают, играют, смотрят сериалы и слушают музыку. Интернет сегодня выделяется среди всех остальных СМИ, потому что через него можно получить информацию намного оперативнее.