Особенности социальной политики Франции
Социальная политика — это политика в сфере социального развития и социального обеспечения
Формирование социальной политики во Франции происходило еще в первые десять лет после войны. Профсоюзы и само государство принимали участие в развитии социальной политики. В последнее время Франция пересматривает формы и объемы финансирования и организации различных социальных программ. На осуществление таких действий повлияли изменения социальных, экономических и многих других условий, характеризующихся довольно медленным развитием экономики, слишком большой нагрузкой на трудоспособное население и огромными затратами государства на различные социальные программы.
Вообще, система социальной защиты во Франции отличается своей сложной организационной структурой и большими затратами государства на действия социального характера. Эти затраты сильно превышают средний уровень по всему Европейскому Союзу. А Франция, стоит отметить, входит в этот Союз.
Социальная политика Франции имеет следующие особенности:
- наличие системы, которая имеет разветвленные схемы профессионально-отраслевого социального страхования;
- хорошо развитая система пособий для семей;
- большое значение имеют дополнительные системы обеспечения (особенно для медицинского и пенсионного страхования);
- наличие огромного количества различных страховых фондов, которые предлагают и разрабатывают свои социальные программы, но еще они же должны дополнять рамки общих моделей социального обеспечения;
- финансирование за счет взносов социального страхования.
Содержание социальной политики Франции
Чтобы узнать, что же представляет собой социальная политика Франции, обязательно нужно проанализировать самые важные сферы.
К таким сферам относятся:
- политика в сфере занятости;
- политика в сфере социального обеспечения;
- политика в сфере социально-трудовых отношений.
Политика занятости имеет свои особенности, причем особенности такой политики определялись как ростом безработицы, так и долгосрочными тенденциями на рынке труда Франции. К таким долгосрочным тенденциям можно отнести увеличение экономически активного населения, распространение нестабильных форм занятости.
Сначала логика этой политики была направлена на защиту рабочих мест, формирование административных барьеров и обеспечение хорошей материальной поддержки людей, которые потеряли работу. В 1970 году был сделан акцент на «социальном продвижении» изменений в структуре экономики, сдерживании роста экономически активного населения, а также мерах, связанных с трудоустройством молодежи.
Социально-трудовые отношения в конце XX века отличались своей хорошей динамикой в отношениях предпринимателей и профсоюзов. К тому же, развитие социально-трудовых отношений характеризовалось желанием властей отойти от практики администрирования в сфере социально-трудовых отношений.
Но, к сожалению, настал длительный экономический кризис, который затормозил развитие социального диалога. К тому же, стали пересматриваться приоритеты договорной политики и были сделаны акценты на ее децентрализации.
Очень важным этапом в данной сфере социальной политики стала первая половина 80-х гг. XX века. Именно в эти годы принимались многочисленные законы, которые сильно модернизировали трудовое законодательство страны и создали новый этап в социально-трудовых отношениях на предприятиях Франции. Огромную роль в этом сыграл закон, который закрепил практику проведения обязательных и ежегодных переговоров работодателей и работников на уровне предприятия по вопросам организации рабочего места, заработной платы.
Логика политики в сфере социального обеспечения определялась двумя важными факторами; необходимостью модернизации системы социальной защиты и поиском путей для осуществления финансовой стабилизации.
Разнообразные механизмы пополнения бюджета социального страхования, которые сложились во Франции в послевоенное время, были усилены еще и новыми мерами. К таким мерам относились планы выправления финансовых дефицитов, которые в последнее время принимались каждые 18 месяцев. В конце XX века можно было выделить три периода в развитии системы социальной защиты. Эти периоды хронологически практически совпадали с последними десятилетиями века.
Франция внесла огромный вклад в формирование социальной политики и создание единого пространства ЕС, Ведущую роль в данном процессе сыграл Жак Делор, который смог ускорить формирование единого экономического пространства с помощью усиления социальной составляющей европейского процесса интеграции.
Франция специализируется на вопросах социальной интеграции и это вовсе не случайно. Именно Франция формирует вектор внешней политики, который направлен на сохранение статуса великой державы с помощью поддержания имиджа главного защитника гуманитарных ценностей европейской цивилизации.
В следующем веке поменялось и обогатилось общее понимание всей сути социальной политики и социального прогресса. Появилось идеологизированное представление о постоянно возрастающей социальной защищенности каждого работника, что должно было приблизить цивилизацию к «золотому веку». К тому же, сформировались мысли о необходимости перейти от количественных показателей социального прогресса к качественным. Важным моментом является здесь то, что будущее не сулит людям автоматического решения возникающих социальных проблем. Оно требует креативного подхода к работе, направленной на создание новых форм социальной политики. Поэтому очень важен инновационный компонент в социальной политике нового века. Самой главной сутью инноваций являются вложения в человеческий капитал, науку, образование. А это соответствует курсу, направленному на формирование общества знаний. Но, стоит отметить, что общество знаний немыслимо без современной эффективной социальной защиты. Ведь именно она обеспечивает сплочение всего социума.