Диагностика как вид профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
Диагностика – это прикладное социологическое исследование, направленное на определение степени соответствия социального объекта его модели.
Диагностика в качестве социальной практики получила признание и распространение в начале ХХ века. Представления о патологических состояниях общества или индивида, а также метод опроса в изучении социальных страхов населения в рассматриваемом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы.
Социально-экономические условия жизни ответственны за состояние здоровья населения. В науке появилось понятие социальных болезней, чтобы обозначать заболевания, вызванные социально-экономическими условиями человеческой жизни. Сущность социального диагноза – точно определять причинно-следственные связи, порожденные условиями жизни людей. Социальный диагноз предполагает сбор информации о человеке, условиях его жизнедеятельности, а также ее анализ с целью разработать программу социальной помощи. Многие выдающиеся ученые, которые работали в самых разных областях науки, имели собственный творческий, индивидуальный подход к постановке и выяснению истины.
Иными словами, социальная диагностика – это сложный и ответственный тип деятельности специалистов в области социальной работы. Она требует определенного уровня профессионального мастерства, так как касается человеческих судеб, различных социальных групп. На базе социального диагноза выделяют ряд приоритетов и осуществляют выбор в оказании определенного типа социальной помощи. Социальная диагностика, в качестве разновидности профессиональной деятельности, базируется на нескольких принципах:
- объективность;
- верификация социальной информации;
- системность в диагностике;
- клиентоцентризм;
- причинность;
- комплексный подход к изучению социальных явлений;
- научная обоснованность и подтверждаемость;
- конфиденциальность;
- эффективность.
Общими требованиями, которым должны соответствовать методы социальной диагностики, являются надежность, валидность, точность и однозначность. Есть и дополнительные, специальные требования, которые предъявляются к выбору диагностических методов социальной работы. Предпочитают методы наиболее простые из всех возможных и наименее трудоемкий из позволяющих получить требуемый результат. Опросная методика зачастую показывает большую эффективность, чем сложный тест. Также метод должен быть доступным не только социальным работникам, но и клиентам, с минимумом физических и психологических условий, требуемых для его проведения.
Методика должна настраивать клиента на доверительные отношения с социальным работником, на сотрудничество в котором не будет побочных мотивов, способных оказывать негативное влияние на результат. Обстановка и условия, в которых проводится диагностика, не должна отвлекать клиента от соучастия в диагностике.
Обработка и анализ информации
Процесс обработки и анализа информации состоит из:
- анализа проблем;
- анализа факторов, которыми вызвана проблема;
- анализа взаимовлияния этих факторов;
- сравнения различной информации.
Сравнение – обязательная часть диагностики на всех ее этапах. Необходимо отметить, что для сравнения используют ряд нормативных эталонов, стандартов, выбранных в качестве желаемых показателей. При проведении диагностики, необходимо выделять такие сравнения, которые помогут в определении потенциального результата, на котором может быть основано принятие стратегического решения рассматриваемой социальной проблемы. В ходе диагностики необходимо определять степень важности той или иной проблемы и порядок срочности их решения.
Наиболее широкое распространение получили опросные методы, так как они предполагают более тесное взаимодействие с клиентом и более подробное и всестороннее изучение социального функционирования на локальном и индивидуальном уровнях. При непосредственном социальном контакте с клиентом, отмечается изменение функции социальной диагностики. Главная ее цель – определить социальную проблему клиента и найти правильные средства для ее разрешения.
Беседа с клиентом может быть определена в качестве коммуникации или взаимодействия. Начинающие работники, столкнувшись с такой формой деятельности, должны иметь знания и понимать явные и тайны причины того или иного человеческого поведения. Это знание помогает эффективно работать и вырабатывает терпимость к людям.
Интервью можно считать успешным, если работник устранил барьеры общения, которые мешали взаимопониманию. Социальный работник в ходе социальной диагностики клиента должен уметь правильно задавать вопросы. Например, вопросы подозрительные или обвинительные, если он не заинтересован или недружелюбен, вызовут у клиента страх и недоверие.
Опрос важен, так как он предполагает не просто сбор информации, а один из путей начала процесса изменения. Исследование большого объема литературных источников говорит о том, что вне зависимости от школы, социальным работникам необходимо обладать навыком слушания, наблюдения и реагирования. Чтобы стать опытным консультантом, не достаточно быть просто понимающим и заботливым, необходимо уметь правильно применять на практике все многочисленные приемы и методы работы. Важная черта для работы с отдельными клиентами – оценочный анализ. Хороший практический результат может быть получен из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, который ориентирован только на социальные услуги. В реальности, безусловно, невозможно следовать принципу удовлетворения потребностей, если отмечается нехватка ресурсов.
Формы для периодических записей, которые используются каждые три месяца, чтобы проверять процесс оказания помощи, считают наиболее ценными в моменты кризисов и перемен.