Социология как наука о социальном
В социологической литературе название этой науки конструируется с латинского слова societas (общество) и греческого слова "lodos" (слово, учение).
Первым использовал слово «социология» французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Ему же принадлежит идея создать общественную науку, которая по своим методам тождественна естествознанию - своеобразную "позитивную философию", или "социальную физику". О. Конт стремился реализовать мысли своего учителя А.Сен-Симона (1760-1825) о том, что обществоведение необходимо поднять на уровень наук, основанные на наблюдении.
Объективным фактором этого служили экономические и политические потребности буржуазного общества, развивалось, а также внутренняя логика познавательного процесса - необходимость систематизировать накопленный материал социальных фактов.
Деятельность многих поколений ученых позволила уточнить определение социологии, и сегодня оно формулируется так:
Социология - это наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизм взаимосвязи и взаимодействия между этими сообществами, между обществом и личностью.
Объект социологии - сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, группы, процессы, отношения и т.д.
Объект включает в себя социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу, и может изучаться различными науками. Социология выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни и исследования процессов становления, функционирования и развития социальных систем.
Предмет социологии есть существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы.
Предмет исследования предполагает объект но не совпадает с ним. Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения совершенно разных научных проблем.
Отличают предмет теоретического и эмпирического социологического исследования. ( "Эмпирии" с греческого - "опыт")
Социология и ее связь с другими социально-гуманитарными дисциплинами
В системе современной высшей школы важное место занимает социология-наука, которая стремится объяснить через призму социального: механизмы взаимосвязи и взаимодействия различных социальных сообществ, закономерности социальных действий и массового поведения. Социология как совокупность познавательных практик, зародилась в европейской интеллектуальной традиции в первой половине XIX века. С самого начала она артикулировала себя как самостоятельная научная дисциплина, цель которой-дать ответ на вопрос «что такое общество и как оно возможно» через познание социальной реальности (социума).
Основной недостаток в понимании общества состоит в том, общество рассматривалось в виде базиса и надстройки, как совокупность социальной, политической, экономической и духовной сферы.
Имея филососвское начало в корне своего становления, опираясь на обобщение различных социальных факторов, предмет социологии определяется на уровне макротеоретического анализа. Имея тесную связь с социальной – философией и ее уровнем познания.
Как наука о социальном, социологическая наука в своих исследования опирается на понимание социальных процессов и поведение социальных масс, на формы и состояния социальных взаимодействий и социальных взаимосвязей индивидов, которые образуют общество.
Связь социологии и психологии как науки можно проследить в понимании социологическим знанием понятия личность. Личность в социологическом знании понимается через призму индивидуального, неповторимого свойства и качества, что является предметом психологии. С позиции социально типичных черт как субъект развития общества. Социология изучает как индивидуальность личности так и ее неповторимые социально-психологические черты, через понимание влияния личностных качеств на общую структуру социума.
Человек как совокупность всех общественных отношений руководствуется в своем поведении прежде всего социальное приобретенными нормами. На этой основе и формируются отношения не по родственным связям и знакомствам, а согласно сформированным социальными ценностями, правилами, законами.
Итак, социология как наука о обществе изучает ее жизнь, комплекс явлений как социальных так и политических,культурных,экономических, которые вытекают из взаимодействий индивидов и сообществ что и роднит ее с другими социально-гуманитарными науками. Среди понятий социологии центральное место занимает понятие "социальное" (от лат. Socialis - совместный, товарищеский, общественный).
Попытки содержательного определения данной категории шли по двум направлениям:
- Выявление сущности социального взаимодействия (выяснение того, что заставляет людей жить вместе, удерживает их в объединении, общине и т.д.);
- Определение природы социальной реальности.
Сначала социальность выводилась из природы человека как врожденное чувство привязанности, притяжения, которое, несмотря на волю и желания людей, объединяет их в сообществе.
Однако некоторые ученые считали человека существом несоциальный, агрессивной (Гоббс, Н. Макиавелли), которая вступает в объединение с другими только по причине угрозы уничтожения, в целях самосохранения.
Понятие "социальное" используется для определения явлений, присущих только человеку и возникают в объединениях людей. Это качественно другой вид связи, обусловлен не инстинктами (доброжелательностью или, наоборот, агрессивностью), а необходимостью совместной деятельности по обеспечению средствами для жизни.
Социальная связь во всех его разнообразных формах порождается и воспроизводится же условиями жизни людей, побуждающие индивида к объединению с другими индивидами в коллективном труде по производству всего того, что необходимо для удовлетворения жизненных потребностей.
Без такой связи невозможно сохранение, выживание человека, и поэтому он - первая и самая условие существования общественной жизни. Для понимания предмета социологии важное значение имеет понятие "социальная общность" (или "сообщество").
Это - функционально обусловлено объединения людей, которые имеют широкую сферу совместной жизни, для которого основой внутренней связи является территория проживания, материальные ценности, находящиеся в его распоряжении, и признанные им ценности культуры.
Характерной чертой социальной общности является ее внутренняя социальная структура, основанная на сотрудничестве и общей согласии. Социальной общности свойственен высокий уровень единства.
Единство территории создает условия для поддержания взаимных контактов между людьми, которые образуют социальную общность. Ее организационные формы и общественное разделение труда укрепляется системой ценностей.
Культурные ценности сплачивают социальные сообщества на уровне сознания, образуя ее морально-этические ориентиры. Социальные сообщества различаются количественным составом, продолжительностью существования, прочностью связей и т.д. К наиболее значимым сообществ относятся:
- Социальные группы (прежде всего классы);
- Нации,
- Территориальные (региональные) сообщества;
- Трудовые (учебные) коллективы;
- Профессиональные объединения (профсоюзы)
- Семьи.
Отношения между названными сообществами являются социальными отношениями. Это - отношения между людьми как представителями социальных групп общества по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конце концов - по поводу условий развития личности, социальных групп.
Следует подчеркнуть, что социальные отношения - это отношения между группами людей, которые имеют разное, часто неравное положение в обществе, принимают неодинаковое участие в его экономическом, политическом и духовной жизни.
Совокупность различных форм организаций и регулирования общественными отношениями называют социальными институтами. Это специальные заведения, системы норм, социальных ролей, которые обеспечивают реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных сообществ или общества в целом.
Социальными институтами являются, например, государство, политические партии, семья, право, мораль, система образования и воспитания, производственный центр и др.
Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании особенно важными социальными отношениями и сферами деятельности.
Структура социального знания
Современная социологическая наука - это достаточно разветвленная система знаний разного уровня обобщения: от высшего, методологического, к конкретным отраслевых социологических дисциплин и специальных социологических теорий, объясняющих отдельные разновидности социальных отношений, тех или иных сторон и явлений общественной жизни.
Общесоциологическая теория - это высокий уровень достоверного, проверенного, обобщенного знания о социальных объектах, процессах и систему социальных отношений, о тенденциях их становления, функционирования и развития.
Эта теория является фундаментальной по отношению как к прикладным, социологических исследований, так и в специальных социологических теорий, фиксируя посредством всех этих теорий социологические законы, так сказать, в "чистом виде", на основе идеализации и абстрагирования. На базе общесоциологической теории разрабатываются понятия и категории социологического исследования, интегрируются все отрасли и направления социологического знания в единую целостную систему - научную социологию.
Эмпирическим базисом общесоциологической теории данные прикладных и специальных социологических исследований. Специальные социологические теории - это области социологического знания, предмет исследования которых - относительно самостоятельные, специфические подсистемы социальной сферы и социальных процессов.
Например, труд как сложный социальный процесс рассматривается в рамках социологии труда; нравственная система любого общества изучается социологией морали; управления как социальная система - социологией управления.
Эмпирической базой данных теорий служит по возможности полный структурированное описание социальных ситуаций, возникающих в различных сферах общественной жизни.
Эмпирические социологические исследования - это практическая часть социологической науки о специфических законах становления, развитие и функционирование конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов.
Специфика эмпирического исследования заключается также в том, что в нем концентрируется внимание на тех компонентах социальной системы, непосредственно связанные с человеком, непосредственно влияют на ее практическую деятельность.