Социология в трудах Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм - французский социолог «классического периода», который оказал огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основными трудами ученого в области социологии являются: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».
В трудах Дюркгейма социология является структурным образованием, которое включает в себя три основных части:
- Социальная морфология, изучающая структуру общества и его материальные формы (социальную организацию народов, географическую основу жизни народа, распределение народонаселения по территориям)
- Социальная физиология, изучающая конкретные проявления общественной жизни такие как, религия, мораль, право, экономика.
- Общая социология, устанавливающая и раскрывающая общие закономерности жизнедеятельности общества и синтезирующая их в единое целое.
Предметом социологии, согласно идеям Дюркгейма являются социальные факты, составляющие особую социальную реальность, которые имеют присущие только им качества и законы.
Любой социальный феномен, проявляющийся в процессе развития социального общества и накладывающий ограничения на действия человека и являющийся одновременно и внешним и объективным по отношению к нему, является социальным фактом.
Ученый выделил две группы социальных фактов:
- К первой группе относятся морфологические факты, которые выступают как формы общественного бытия.
- Ко второй группе относятся факты коллективного сознания – это те коллективные представления, которые являются сущностью морали, религии, права.
Правила социального исследования, разработанные Дюркгеймом
Дюркгейм стал первым, кто применил в социологии и исследованиях социологического характера данные статистики. Он считал, что подобные данные являются самим объективным показателем состояния общества. Особое место в методологии социального исследования занимают «Правила социального исследования», разработанные Дюркгеймом, Рассмотрим их более подробно:
Первое правило гласит, что при изучении социальных фактов, необходимо относится к ним как к вещам, что означает:
- социальные факты являются внешними для наблюдающего их субъекта;
- социальные факты объективны, т.е. материальны и наблюдаемы;
- законы функционирования общества находят свое проявление в причинно – следственных отношениях между социальными фактами.
Второе правило утверждает, что в процессе изучения социологии и общества в целом необходимо отрываться от исходных идей, это значит что:
- социология как наука не должна зависеть от существовавших ранее идеологий и личностных пристрастий;
- в социологической науке нет места предрассудкам, которые свойственны отдельным индивидам
Третье правило признает существование превосходства общественного над индивидуальным, это означает, что:
- источником социальных фактов является общество, а не отдельный индивид;
- общество – это автономная система, которая функционирует по собственным законам, не сводящимся к действиям отдельных личностей.
Таким образом, в идеях Дюркгейма роль индивида в социальной реальности уменьшается в связи с тем, что с самого рождения на него оказывается мощнейшее социальное давление, проявляющееся в двух типах:
- Давление извне, исходящее от окружающих индивида людей и общества в целом;
- Давление внутреннее, возникающее в результате перенесенных внутрь норм и правил, которые проявляются в виде внутренних двигателей человека, побуждающих его к тем или иным действиям.
Классификация общества по Дюркгейму
Разрабатывая собственную классификацию общества, Дюркгейм ввел новое понятие «социальный тип», или как он еще писал «социальный вид».
В основу своей классификации ученый берет простейший тип общества – первобытную орду, которая прекратила свое существование в процессе развития и превращения в более совершенную структуру общества – клан. Клан в свою очередь перерастает в племя, затем курию и фратрию, в процессе развития, которых возникают более сложные общественные системы, вплоть до империи. Таким образом ученый утверждал, что любое общество это определенное усложнение одного и того же первобытного общества.
Еще одной важнейшей составляющей учения Дюркгейма о развитии социального общества и формирования его современных структур является теория о коллективных представлениях. По его мнению, человеческое сознание является неоднородным, в связи с тем, что существует в двух противоположных формах: как индивидуальное сознание и как сознание коллективное.
Индивидуальное сознание свойственно каждому человеку и всецело зависит от особенностей его психического развития. Коллективное сознание является общим для всей группы и абсолютно не зависит от отдельного человека. Напротив, коллективное сознание обладает принудительной силой по отношению к индивидуальному сознанию.
Коллективное сознание находит выражение в сформированных коллективных представлениях – это могут быть религиозные верования, мифы, нормы морали и права, установленные нормы поведения в той или иной ситуации. Данные представления укоренены в социальной жизни и вырабатываются всей социальной группой в целом, являясь, по сути, различными аспектами ее самовосприятия и самопознания.
Эмиль Дюркгейм является первым профессиональным социологом, который в отличие от теоретиков Конта и Спенсера, активно занимался не только теорией социологии, но пытался сформировать из своей социологической теории общедоступную учебную дисциплину. В 1911 году он открыл самую первую в Европе кафедру социологии в Парижском университете. Последователи Дюркгейма сформировали, так называемую «Дюркгеймскую школу», представители которой определяли в двадцатом веке развитие позитивисткой науки и дальнейшее развитие социологии как науки не только теоретического, но и прикладного характера.